Я пришел к тебе с каратэ - с "пустыми руками".

У меня нет оружия, но если меня вынудят защищаться,

защищать мои принципы или мою честь,то пусть мои пальцы

станут кинжалом, мой кулакбудет дубинкой, а ноги мои топорами.

Будь это вопрос жизни или смерти, вопрос правдыили неправды,

вот мое оружие - каратэ,моя "пустая рука".

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАРАТЭ-ДО

ОКИНАВА – КОЛЫБЕЛЬ КАРАТЭ

     Этот остров из архипелага Рюкю, продолжающего японские острова к югу, послужил тем тиглем, где в результате сплавления китайского и японского миров родилась законченная форма боя голыми руками, которая попала в изолированную в те времена от внешнего мира Японию под именем «каратэ». Рождение этого проходило в два этапа. Во времена империи Мин остров попал под господство Китая (XV век). Новый правитель Хасси из местной династии Сё (провинция Цзюнань) присоединил Рюкю к своим владениям и, боясь восстания, запретил все виды оружия. Этот запрет привел к тому, что бедняки прекратили открытую оппозицию и с невиданным доселе интересом начали разрабатывать древние местные способы боя без оружия. В соответствии с районами острова развились три основных школы: Сури-Тэ, Наха-тэ и Томари-тэ. Этому возрождению методов боя способствовали также все более тесные контакты острова с покорившей его страной; прибывшие на Окинаву эмигранты, торговцы, эмиссары минского двора, вполне вероятно, завозили свое кулачное искусство»; китайское кэмпо, следовательно, стало здесь известным. В 1609 г. японский феодальный властитель Симздзу из клана Сапума (о. Кюсю – самый южный в Японии), завоевал Рюкю и разгромил династию Шо. По той же причине, что и его предшественник, он запретил оружие. Столица Наха была занята японскими войсками. Этот новый заперт привел к появлению «Окинава-тэ» – сплава кэмпо с местными стилями. Тренировки проводились в потаенных местах, часто ночью, среди надежных последователей, Ноги и руки становились без преувеличения грозным оружием, способным заменить холодное оружие – тычок пальцем был также опасен, как и удар кинжалом, локти и колени приобретали мощь молота, а голые предплечья – твердость сабель. В Окинава-тэ (или «То-дэ») основывается на абсолютном и быстром эффекте; удары систематизированы, в то время как опрокидывания, рывки и захваты остаются вспомогательными средствами, Некоторая из этой техники заимствована из японского дзю-дзюцу; несомненно, их предварительно внимательно изучали у оккупантов – на всякий случай. Этим объясняется существенное различие эффектов, достигаемых в дзю-дзюцу и каратэ. В 1900 году изучение Окинава-тэ на острове вошло в систему, но для более мирных целей: было признано, что Окинава-тз является прекрасным средством образования, и было принято решение преподавать его в школах. Главными учителями Анко, Итосу и Канруо Хигаонна, которые стремились к классическому стилю Окинава – тэ. В этот период информировались и обучались те, кто стали мастерами, чью память мы чтим и поныне, и кто вынес свое учение за пределы Окинавы – Гитин Фунакоси, Кэнва Мабуни, Четоку Кям, Чеки Мотобу, Удэн Яхику, Чедзе Огусуку, Чедзюн Мияги.
      Первоначальное единство окинавского стиля исчезло, едва он пересек пролив, отделяющий остров от Японии; однако, несмотря на увеличение числа стилей, древнее Окинава-тэ узнало потрясающий успех. В самой метрополии издавна существовали различные виды воинских искусств, или БУ-ДЗЮЦУ, практиковавшихся преимущественно в рамках самурайского сословия: традиционные школы ДЗЮДО-ДЗЮЦУ, КЭНДО, АЙКИДЗЮЦУ, КЮДО и т.д. Лишь после серии показательных выступлений посланцев Окинавы во главе с Г. Фунакоси в Киото в 1917 г. во дворце Бутокудэн, и особенно после демонстрации своего искусства на первой общенациональной атлетической выставке в Токио в 1922 г. каратэ получило первый толчок к распространению по всей Японии в виде клубов каратэ при университетах, а после II мировой войны - по всему миру. Основная идея реформ «отца современного каратэ-до» Гитина Фунакоси состояла в том, чтобы совместить смертоносную технику ОКИНАВА-ТЭ и высокую мораль традиционных воинских искусств Японии и дать новую жизнь угасающему боевому искусству, сместив акцент с искусства убивать (а именно так на протяжении многих столетий формировалось каратэ на Окинаве) на духовное самосовершенствование личности. Эффективность каратэ как боевой системы исключительно велика и доказана временем. Приёмы, составляющие суть системы, целиком и полностью запрещены в спортивном каратэ и, как правило, им отводится более чем скромный раздел в немногочисленных учебниках под названием «самооборона» или «приёмы самозащиты». Зато во многих странах во всех спецподразделениях изучают именно этот аспект. Вполне очевиден тот факт, что практика боевого искусства в условиях постоянной опасности, когда жизнь непосредственно зависит от уровня физической и психологической подготовленности, радикально отличается от практики соревнований, где смертельный исход поединка маловероятен и практически исключен правилами проведения схватки.
     Каратэ-до, практикуемое ныне в Японии, представляет собой сложную систему психофизического тренинга и объединяет в себе и духовную дисциплину и оздоровительную систему и предмет самообороны и спорт. Гитина Фунакоси часто называют «отцом японского каратэ-до», поскольку именно он впервые ввел значительные изменения и нововведения в традиционное окинавское каратэ и привнес модифицированное боевое искусство на благодатную почву культурных традиций Японии.

     В 1933 г. Фунакоси изменил смысловую концепцию иероглифа «кара», имевшего начертание в значении «Великий Китай династии Тан», заменив его созвучным иероглифом «кара», но имеющим значение «пустота, пустой, небо». В новом начертании искусство «китайской руки» превратилось в искусство «пустой руки». Два года спустя, в 1935 г. он добавил иероглиф«до» («Путь») место «дзюцу» («искусство, техника»). Все это произошло уже в Японии, где к этому времени функционировали несколько десятков клубов каратэ. Подобные новшества не всегда приветствовались другими видными мастерами. Утверждение, что окинавские боевые искусства и японское каратэ-до, неразрывно связаны с дзэн-буддизмом, носит спекулятивный характер и продиктовано велением времени; оно имеет место в системе тренинга с относительно недавних пор и имеет мало общего с изначальной идеей Фунакоси. Переименовывая боевое искусство Окинавы, он, вероятно, имел в виду нечто другое. Известно, что японское каратэ-до в качестве «оружия» рассматривает только тело, что и подтверждает на первый взгляд буквальный перевод иероглифа «кара» в значении «пустой». Но ведь окинавское каратэ всегда активно использовало специфические виды подручного оружия. Фунакоси внес ясность и добился поддержки соотечественников, провозгласив, что толкование иероглифа «кара» подразумевало «пустотность» в значении «бескорыстность». «Пустота», таким образом, предлагалась с целью передать смысл внутренней «очищенности» или отсутствия эгоистических устремлений, дабы развивать в себе духовную проницательность:

     «Как зеркальная поверхность отражает все вокруг, как в тихой домине слышны самые тихие звуки, так и постигающий каратэ-до должен изгонять из себя эгоизм и злобу, стремясь правильно реагировать на все, что может внезапно произойти. Это означает «кара» или «пустоту» каратэ-до».
     Или:
    «Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым».
     В книге «Каратэ-до: мой путь» Г. Фунакоси изложил основные принципы, вызванные помочь абсолютно точно понять сущность и дух каратэ-до:
     – будь предельно серьезен на тренировке. Что бы ты ни делал, сидишь ли, стоишь ли, выполняешь ли упражнение – ты должен постоянно помнить о противнике. В бою, нанося удар, ты не должен допускать ни капли сомнения, ибо один удар решает все. Если ты совершил ошибку – ты потерпишь поражение, погибнешь. Ты должен всегда быть готовым к такому исходу;

    – тренируйся с сердцем и душой, не теоретизируя. Часто неумение сосредоточиться приводит к поиску истины в словах и рассуждениях. Стойка «всадника», например, внешне выглядит крайне просто, однако никто не может в совершенстве выполнить ее, даже если он занимается каждый день в течение года. Поэтому вздорными кажутся жалобы ученика после нескольких месяцев занятий на то, что он не может овладеть ката.           Каратэ-до состоит из большого числа ката, базовых движений и приемов, которые ученик не в состоянии усвоить за короткий промежуток времени. Все приемы взаимосвязаны, и если до конца не понимать сути каждого из них, тебя ждет неудача на долгом пути. Но если ты хорошо овладел одним приемом, то ты сможешь открыть для себя взаимосвязь его с другими. Ты должен понять, что все двадцать ката могут быть сведены к нескольким базовым. И если ты научился мастерски исполнять одну из них, то вскоре ты сможешь понять и другие;
     - избегай заносчивости и высокомерия. Человек, который публично заявляет о своих успехах, никогда не будет пользоваться уважением окружающих, даже если он действительно проявляет способности в каратэ-до или в других видах воинских искусств. Тем абсурднее слышать самовосхваления человека, вовсе неспособного. В карате это делают обычно новички, которые не могут удержаться от соблазна похвастаться или показать что-нибудь. Но поступая так, он унижает не только себя, но и избранное им искусство;
     - следи за тем, насколько ты искренен в своих поступках и бери пример с того, что достойно похвалы в работе других. Как каратэка, ты должен внимательно наблюдать за другими. Когда ты что-то делаешь и видишь, что у других получается лучше, постарайся делать это так же хорошо. В то же время спроси у себя: со всем ли возможным прилежанием ты трудишься. У каждого есть и хорошие качества и плохие. Благоразумный человек стремится к развитию лучших и избегает плохих;
     - следуй правилам этикета в повседневной жизни где бы то ни было. Принципиально важно точно соблюдать ритуал. Как правило, в воинских искусствах, и в каратэ-до в частности, ученики стремятся к прогрессу в технике, и в конце концов некоторые могут достичь более высокого уровня, нежели их наставники. Часто приходится слышать такие обращения к занимающимся, как «ученик», «младший». Между тем, наставник, использующий подобные выражения, рискует впасть в самодовольство, забывает при том, что настанет день – и молодой человек, с которым он говорил пренебрежительно, не только достигнет его уровня, но и превзойдет. И не только в каратэ, но и в любой другой области, где человек стремится к совершенству. Никто не может достичь совершенства в каратэ-до до тех пор, пока не осознает, что каратэ-до есть еще и вера, жизненный путь».
      Поскольку концепция «каратэ-до» предполагает совершенствование тела и разума, их четкую координацию, то провозглашение приоритета физического развития никогда не должно использоваться в контексте каратэ-до, ибо «сутры» нужно читать не только глазами, но и душой». Интуиции нельзя обучить, однако она может проявиться лишь после многих лет упорных тренировок и медитативной работы. Иначе подходить к изучению каратэ-до не имеет смысла. Смысл «до» заключается в том, чтобы перенести акцент внимания «внутрь» себя и на долгом Пути тренировок, медитаций и самопознания заново воссоздать себя, преодолев собственное несовершенство, в гармоничном единстве с окружающим миром.

КАРАТЭ В РОССИИ

     Каратэ попало в нашу страну во времена Хрущёвской оттепели в середине 60-х, когда международные контакты были достаточно широкими. Как в своё время и в Японии, студенчество активно начало осваивать новый вид спорта. Одни из первых секций были организованы в МГУ, в Университете дружбы народов, в институте Мориса Тореза.

    В 1970 году в Токио был проведён 1-ый чемпионат Мира по каратэ-до по правилам иппон-сёбу, т.е. по правилам Сётокана. Практически во всех странах стали проходить соревнования и создаваться сборные команды. Но руководство советского спорта встретило каратэ весьма неохотно и с опасением. Страх, что авторитет спортивных инструкторов затмит авторитет партийных работников, формировал стойкое отрицание каратэ-до у чиновников всех рангов. Тем не менее, количество секций, в то время подпольных, продолжало увеличиваться. В большинстве из них практиковали стиль Сётокан. Секции стали островками свободного от «системы» общения, где занимались сотни тысяч. Однако попытка непрофессионалов изучать каратэ по книгам и фильмам не учитывала тончайшие методики, передающиеся от мастера к мастеру, делающие стиль особенно эффективным. Философские, нравственные, этические и эстетические аспекты трактовались, мягко сказать, вольно, не говоря о базовой технике. Отсутствие международных связей и информационный вакуум привели к искажению понимания сути стиля. Появились нигде в мире не существующие стили – пародии на Сётокан. «улучшенное» каратэ в последующие годы стало называться «советским».

     Создатель одной из первых школ каратэ Алексей Штурмин в 1978 году добился приказа Спорткомитета СССР «О создании комиссии по борьбе каратэ», и в декабре 1978 года была создана Федерация каратэ СССР. В застойный период существовало большое количество неуправляемых и разрозненных секций, и цель первых аттестаций была легализация преподавания и привлечение новых членов в федерацию. Не все могли попасть на семинары и пройти аттестации в «Центральной школе». Ученики тех, кто не попадал на эти аттестации и официально не стал инструктором по каратэ, не могли участвовать в официальных соревнованиях. Предпосылки для исключительного положения отдельных групп вылились в создание практически закрытой системы. Был навязан удобный, с точки зрения чиновников Спорткомитета, курс на создание единого «советского» стиля каратэ. Несоответствие правил международным, исключила возможность эффективно участвовать в мировом каратэ, не позволяло повышать квалификацию спортсменам и судьям.

     Многие любители каратэ понимали всю несостоятельность «советского» стиля. Игнорирование международного соревновательного опыта в технической подготовке спортсменов и судействе различных направлений каратэ и отсутствие должного медицинского контроля не раз приводили к гибели спортсменов на соревнованиях. Но даже в этих условиях результаты работы были налицо. Три чемпионата СССР выявили ярких мастеров по кумитэ, которые могли бы в дальнейшем конкурировать на международных соревнованиях. Никакие попытки советских чиновников обезличить Сётокан не имели успеха, многие спортсмены остались верными стилю и продолжали практиковать его. В РФ с конца 70-ых годов проводились соревнования по правилам Сётокан.

     По данным Госкомспорта на 1983 год, в только официально зарегистрированных секциях занималось свыше 300 тысяч человек. Но и официальное каратэ не было готово к резкому притоку любителей. Системы подготовки специалистов не было, зарубежные сертификаты не признавались, официальных инструкторов не хватало. Кто не получал возможности тренироваться в разрешенных секциях, находил «неофициальные». Спортсмены и многие из уже аттестованных тренеров, не видящие в «советском» каратэ ничего интересного для себя, разочаровавшись, тоже уходили в растущее «подполье». Не разбираясь, спортивные чиновники признали каратэ идеологически вредным. Период интереса широких масс и усиленной рекламы сменился яростными атаками на каратэ в прессе. В Уголовный и Административный кодексы были введены соответствующие статьи за «нарушение правил обучения, самовольное обучение, обучение приемам каратэ, запрещенным спортивными правилами». Годы бума закончились 17 мая 1984 года официальным запретом занятий каратэ в спортивных обществах СССР. Все документы, созданные Спорткомитетом по каратэ в период с 1978 были ликвидированы. В итоге под запретом оказались все виды восточных единоборств.

      Вынуждены были уйти в подполье и официальные секции. Группы маскировались  под другие виды спорта. Гостей на занятия не пускали. В условиях преследования за занятия каратэ, бывшие «советские» каратисты, часто не имеющие специальных знаний, заменили белое кимоно зелёным, называя приёмы по-русски, стали преподавать для сотрудников специальных подразделений приёмы нацеленного на уничтожение противника рукопашного боя, извратив и подменив тем самым основную задачу каратэ – самооборону. Специалисты, как правило, сами создавали и методические .пособия. Рукопашный бой развивался практически без учёта мирового опыта в этой области. Под лозунгами патриотического воспитания в клубах жестокостью рукопашного боя ломали мальчишкам психику шарлатаны типа сэнсэев тантрического каратэ.

     Но остановить прогресс не по силам даже чиновничеству. В 1985 году МОК признал каратэ олимпийским видом спорта. А в 1988 году в Египте состоялся яркий чемпионат мира сёбу-иппон. В условиях «перестройки» Госкомспорт СССР уже не мог оставаться в стороне. Спортивная администрация, понимая несостоятельность запретов, вынуждена была опять заняться вопросами восточных единоборств; к сожалению, применяя старую административную практику. С опаской обходились вопросы развития стилей. Опять навязывался «единственный путь решения проблем» контроль развития каратэ административными мерами. В 1988 году состоялся учредительный съезд Спортивной ассоциации восточных единоборств (САВЕ). В июне 1989 года советские спортсмены впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях (первенство Европы среди клубных команд). Но и в САВЕ главная борьба шла не на татами, а за начальственные кресла. Поэтому приверженцы Сётокан решили самостоятельно выйти на контакт с ведущими мировыми организациями. Так в 1989 году закончилось изолированное развитие Сётокан приехал А. Янош (6 дан JKA), главный инструктор Венгрии. В 1989 г. проводил семинар Б. Вуксанович – трёхкратный призёр первенства Европы. В 1991 г. приехал в СССР Рикуто Кога (8 дан), за ним – Xиракадзу Каназава, Такэнори Танака.

     Два раза в год стал проводить семинары чемпион мира Мураками. В 1995-96 г.г. в России преподавали чемпионы мира и Японии, такие яркие мастера, как Йохара (7 дан), Когава (6 дан), Танака (8 дан), Арамото (5 дан), Мацуи (6 дан). С 1994 г. два раза в год приезжает в Россию и проводит свои семинары Xитоси Касуйя (8 дан). В 1996 г. Xироси Сираи (9 дан) проводит семинары в Российской Академии Сётокан. В настоящее время ведущие мастера Сётокана регулярно приезжают в Россию для проведения учебно-аттестационных семинаров по каратэ-до.

 

КАРАТЭ-ДО  СЁТОКАН

     Каратэ-до СЁТОКАН – самый массовый стиль каратэ-до не только в Японии, но и во всём мире, и относится к четырем крупнейшим, наряду с ВАДО-РЮ, ГОДЗЮ-РЮ и СИТО-РЮ. СЁТОКАН представляет собой вариант адаптированного СЮРИ-ТЭ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Г. Фунакоси подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей. Он сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам называл «каратэ-до».

     Стиль каратэ-до СЁТОКАН включён в государственные программы обучения многих стран, а в Японии с 1902 года, что отчасти объясняет рекордное долголетие её жителей. Данные медицинского обследования ещё в середине 90-ых годов XIX века на Окинаве выявили удивительную  пропорциональность силу и выносливость большой группы подростков, занимающихся каратэ-до. После ряда медицинских, социальных и педагогических исследований в области каратэ-до ещё в 1902 году эту дисциплину официально ввели в учебную программу Японии.

     Цель каратэ-до СЁТОКАН состоит в том, чтобы дать каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) возможность победить врага в реальном бою. СЁТОКАН - классический стиль, со времён основания и до сих пор самый распространенный и отшлифованный в мире. Он открыт и не имеет секретов - существует огромное количество книг (в том числе на русском языке) и видео продукции. Много выдающихся мастеров преподают  во всех странах мира. Стиль исключительно разнообразен.

     Каратэ-до СЁТОКАН учит человека сражаться лишь тем оружием, которое дано ему от рождения, оружием естественным - кулаком, рукой, ногой, коленом и т. п. Каратэ-до СЁТОКАН является системой самозащиты более жёсткая, чем дзюдо и айкидо, она не требует специальной адаптации своей техники; любой из ударов каратэ-до Сётокан может быть применим против партнёра в «додзё» (зале) точно также, как и против «классического» противника, внезапно появляющегося на улице. Этот момент ценен и не всегда присутствует в других системах. Защита, предлагаемая каратэ-до СЁТОКАН, жёсткая и, следовательно, должна применяться осмотрительно. Одновременное использование рук и ног, постоянная душевная настроенность на реальную схватку, которую воспитывают занятия в додзё (зале), овладение физическими и психическими силами, достигаемое тренировками, объясняют тот факт, что каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) среднего уровня способен противостоять сразу нескольким противникам. Старинное наставление предписывает настоящему каратэ-ка вступать в схватку не менее чем с тремя соперниками, чтобы оставить им какой-то шанс на победу! Основополагающее правило требует всё же, чтобы каратэ-ка никогда не нападал первым.

         Каратэ-до СЁТОКАН как японское боевое единоборство очень многосторонне, оно увеличивает пластичность, выдержку, быстроту реакции, тренирует всё тело и улучшает его подвижность. Журнал «Штерн» опубликовал в № 8 за 1987 год в разделе «Здоровье и фитнес» исследование одного английского учёного в области спорта, доктора Крейга Шарпа из университета Бирмингема, который исследовал 100 рекордсменов по 30 различным видам спорта, протестировал их на скорость, выдержку, силу и ловкость и измерил их подкожную жировую прослойку. Каждую. категорию теста он оценивал баллами от 1 до 10 и суммировал полученные результаты. Из общей суммы фитнес-критериев доктор Шарп получил ошеломляющий результат и составил список самых «спортивных» спортсменов: каратэ-до стоит на третьем месте после гимнастики и балета. Сильное влияние на внутреннюю сущность личности оказывают прежде всего традиционные бои с тенью (ката), не в последнюю очередь внутреннее спокойствие, надёжность, уверенность поддерживаются сопровождающими ритуалами спокойного поклона до и после тренировок и поклона своему партнёру. Во время свободных тренировок с партнёром в первую очередь развиваются реакция, мужественность и решительность. Правильная тренировка под хорошим контролем даёт здравое чувство самооценки (избавление от комплексов), а также одновременно развивает и чувство скромности от собственного осознания того, что ничто нельзя познать до конца. Кто действительно силён, не должен кичиться этим, а должен осознавать допущенные ошибки и уметь извиняться.

         Каратэ-до СЁТОКАН оказывает положительное влияние на внутреннюю сущность человека, занимающегося этим боевым искусством, на его характер и индивидуальность. Чтобы отработать движение и технику, требуются регулярные и напряжённые тренировки. Тело должно всё время находится под контролем. Правильное изучение техники каратэ-до Сётокан – это точное соблюдение и понимание основных принципов этого вида японского единоборства и самокритичное отношение к своим занятиям. Тогда будут развиваться выдержка, самодисциплина и способность сконцентрироваться.             Каратэ-до Сётокан ввиду своей многосторонности позволяет оптимально улучшить или развить физические способности – силу, выносливость, гибкость, скорость реакции и равновесие. Благодаря постоянно согласуемым точно с ритмом дыхания (напряжение и расслабление) сильным и быстрым движениям, которые должны выполнятся при хорошем равновесии (корпус тела выпрямлен), каратэ-до Сётокан представляет собой отличную тренировку для выработки осанки тела. В каратэ-до Сётокан нет нагрузки, превышающей собственный вес тела или требующий более сильного противодействия, как, например, в дзюдо взваливание на себя партнёра или падение. Каратэ-до Сётокан могут заниматься все - сильные и слабые, дети, мужчины и женщины любого возраста.

     Дух каратэ-до, его правила и законы помогут в решении всех жизненных проблем. Это тот дух, который заставляет вас собраться, стиснуть зубы и пережить холод зимы. Дух, который помогает перетерпеть изнуряющую жару лета. Тело, которое приучено к физическим нагрузкам напряжёнными тренировками, выдержит многое. Тот, чей дух силён и стоек, не знает уныния, для него нет испытания, которое может сломить его. Тот, кому знакомы годы физического и духовного напряжения, готов к любому удару, ему по плечу всё.

Материальные затраты при занятиях каратэ-до Сётокан

            Материальные затраты при занятиях каратэ-до Сётокан в отличие от других видов спорта очень незначительны. Вам потребуется костюм для занятий каратэ-до (это стоит от 1000 до 3000 рублей). Костюм лёгок и удобен и носится очень долго, так как на него не воздействую большие нагрузки, как, например, на костюм для дзюдо, который оба соперника в поединке могут разорвать.

Время затрачиваемое на занятие каратэ-до Сётокан

            Каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) обычно тренируется от 1 до 1,5 часа 2-3 раза в неделю. Преимуществом каратэ-до Сётокан является то, что технические упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте.

Воспитательный аспект от занятий каратэ-до Сётокан

     Занятия каратэ-до Сётокан способны вызвать значительные поло­жительные изменения в физическом, психологическом и эмо­циональном развитии человека. Поскольку тренировочные методики каратэ-до Сётокан основываются на законах приро­ды, организм человека может легко приспособиться к выпол­нению фундаментальных техник, вследствие чего ученик спо­собен достичь пика своего физического развития.

     Физические изменения в организме человека неизбежно влекут за собой изменения психологические и эмоциональ­ные, которые и являются для многих главной целью занятий каратэ-до. Увеличение физической силы, избавле­ние от лишнего веса, повысившаяся координация движений и способность овладения новыми приемами и техниками ве­дут к росту самооценки каратэки (человек, занимающийся каратэ-до). Человек, замечая, как повы­шаются его физические возможности, начинает чувствовать все большую уверенность в собственных силах и в том, что он способен достичь успеха в жизни. Он начинает верить в себя, и это касается не только каратэ-до, но и любых сфер человеческой деятельности.

     Эти изменения особенно ценны для детей и подростков. Молодые люди, только начинающие свой жизненный путь, час­то испытывают растерянность и неуверенность, особенно когда перед ними встает необходимость принятия какого-либо решения. Это может стать причиной развития комп­лекса неполноценности. Если дети не знают, как справить­ся с собственными проблемами, они могут искать пути их преодоления в деструктивной и тупиковой деятельности, обращаясь к наркомании и алкоголизму. Если же дети по­лучат опыт преодоления препятствий, как это неизбежно происходит при изучении каратэ-до Сётокан, они на собствен­ном примере поймут, что безвыходных ситуаций не суще­ствует. К любым изменениям они станут относиться как к вызову и научатся прилагать все силы для решения возни­кающих перед ними проблем.

     Это, конечно же, далеко не единственный  ценный урок, ко­торый получают дети в процессе занятий каратэ-до Сётокан. Все эти пере­мены самым непосредственным образом связаны с повышени­ем самооценки детей и с ростом их уверенности в себе.

     Обладая положительной самооценкой, ребенок не нужда­ется в таких искусственных стимуляторах собственного об­раза, как наркотики, алкоголь, уличные компании, криминаль­ная деятельность и множество прочих порочных видов ак­тивности, стремящихся заманить детей в свои сети. Когда человек доволен собой, у него возникает чувство самоува­жения. А это позволяет человеку воспринимать себя таким, каков он есть, и уверенно двигаться по жизни, преодолевая любые возникающие перед ним препятствия. Уверенность в себе - лучший двигатель самосовершенствования. Если че­ловек полностью отдает себе отчет в том, кем он является, и ставит перед собой ясные и конкретные цели, он уже нахо­дится на пути к росту, успеху и счастью.

     Однако, как бы просто и логично ни звучало все сказан­ное выше, процесс самосовершенствования представляет со­бой очень трудный и долгий путь. Прогресс возможен только при напряженной работе, целеустремленности и терпении. За­нимаясь каратэ-до Сётокан, дети и взрослые учатся не пря­таться от проблем, а преодолевать их даже в тех ситуациях, когда на первый взгляд кажется, что положение, в котором они оказались, не имеет позитивного решения. В этом и со­стоит главная ценность каратэ-до Сётокан и процесса воспи­тания, который продолжается всю жизнь.

Социальный аспект

            Занятия происходят в группе. Уже известные основные приёмы здесь отрабатываются на улучшение точности, быстроты и силы. Такая коллективная тренировка развивает чувство солидарности, с другой стороны, порождает конкурентное мышление. Но в каратэ-до, в том числе и на спортивных соревнованиях, надо бороться друг с другом, а не друг против друга. Начиная с первых, ещё раз точно обсуждаемых с партнёром упражнений по атаке и защите указывается на необходимость думать вместе с партнёром и помогать ему в его действиях, чтобы улучшить его действия в атаке или защите. Сюда же относится и то, что ввиду опасности нанесения повреждений следует тренироваться, не забывая о дисциплине и внимательном отношении к партнёру.

Оздоровительный аспект

Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства.

Даосский мудрец

            К преимуществу каратэ-до относится то, что они дают отдых телу и душе, обеспечивают высокий уровень физической подготовки. Во время тренировок и соревнований в работе участвуют все части тела, в результате чего оно крепнет, развивается пластично и гармонично.             Занятия каратэ-до способствуют повышению энергетики человека и динамизма его движений, развитию необычайно быстрого мышления, стимулируют интеллектуальную деятельность, развивают интуицию, способность к немедленной реакции. При групповом методе обучения каратэ-до вырабатывается соответствующий эмоциональный, соревновательный фон, стимулирующий повышенную работоспособность человека. Важным преимуществом занятий каратэ-до является формирование умения интуитивно угадывать мысли соперника, предвосхищая его действия. Но самое существенное в каратэ-до – это формирование уже смолоду умения преодолевать трудности, которое затем сопровождает человека на всём жизненном пути. К особенностям влияния занятий каратэ-до на телосложение человека, его моторные качества и духовные свойства следует отнести следующее:

            - разностороннее воздействие на организм. При изучении приёмов каратэ-до успешно совершенствуются функции всех органов. Таким образом, с помощью каратэ-до решаются задачи общего физического развития и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека;

            - всестороннее и гармоничное развитие функциональных качеств. Применение в процессе тренировок самых разнообразных технических элементов способствуют развитию мощности, гибкости, выносливости;

            - локальное воздействие на ту или иную группу мышц, суставов, связок. Оно определяется необходимой точностью выполнения некоторых приёмов в процессе тренировок и способствует развитию координационных способностей и кондиционных качеств, а также позволяет успешно исправлять недостатки физического развития;

            - прогресс физических и духовных качеств. Его обеспечивает организация процесса обучения по принципу последовательного решения частных задач с использованием многообразных методических приёмов. Путём изменения темпа и амплитуды движений, увеличения или уменьшения числа повторений, изменения позиций или последовательности выполнения элементов, применения отягощающих и амортизирующих устройств регулируется нагрузка в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся и обеспечивается прогресс в их совершенствовании. Благодаря всестороннему воздействию на организм занятия каратэ-до способствуют гармоничному формированию телосложения, осанки. Каратэ-до предоставляют огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения. Они приручают преодолевать трудности, формируя важные волевые качества, являются эффективным средством воспитания многих ценных черт характера: смелости, решительности, целеустремлённости и настойчивости, самообладания, а также таких нравственных качеств, как уважение к сопернику, честность, благородство в отношении к слабому и т.п. 

          Занятия каратэ-до вырабатывают мгновенную реакцию, способность концентрировать и правильно распределять внимание, умение эффективно контролировать ситуацию и формировать её в свою пользу, быстро мыслить и принимать правильное решение.

            Кумитэ в каратэ-до характеризуются высоким динамизмом, напряжённостью обстановки. Чтобы в них побеждать, необходим высокий уровень развития мощности, или скоростно-силовых качеств, гибкости и выносливости к мышечной работе, выполняемой с большими перепадами интенсивности. Квалифицированного каратэ-ка отличает умение рационально действовать в различных режимах работы мышц (динамическом, статическом), чередовать предельные мышечные напряжения с расслаблением.

            Многообразность движений обусловливает интенсивное формирование координационных способностей. Так, в кумитэ каратэкам приходится молниеносно выполнять координационно-сложные атакующие действия ( в том числе из необычных исходных положений), предупреждая и парируя атаки противника. При этом некоторые технические действия, сложные по своей структуре, выполняются в необычных положениях тела и требуют высокой слаженности и координации движений, способности ориентироваться и принимать нужные решения в неожиданных и сложных динамических ситуациях.

Основные положения каратэ-до Сётокан

Медицинский аспект

            Опасность повреждений при обычных тренировках минимальна. По этому показателю каратэ-до по статистике находится далеко позади известных и распространённых видов спорта.

Моторный аспект

            Ноги и руки двигаются с максимальной силой и быстротой доступной вашему телу; удары руками и ногами наносятся с точностью до миллиметра. Этот комплекс способностей требует процесса многостороннего обучения, оптимально формирует и развивает общую моторную функцию и такие качества, как выдержка, сила, быстрота, гибкость и координация движений.

Этический аспект

            Благодаря эффективности техники, которая изучается в каратэ-до, партнёры относятся друг к другу с большой ответственностью. Философию, которая стоит в основе каратэ-до следующая: тот, кто действительно силён, не должен утверждать себя в драках или агрессивным поведением. Правильно понятые упражнения каратэ-до уничтожают агрессию и воспитывают предупредительное и внимательное поведение. Совершенно сознательно старые мастера каратэ-до поставили аспект улучшения характера и развития личности тренируемого превыше других.

Основные принципы каратэ-до Сётокан

     Гитин Фунакоси провозгласил основополагающий принцип «каратэ-до» – «КАРАТЭ НИ СЭН ТЭ НАСИ», или «атака в каратэ не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности, проповедуемую им в каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит и прямой практический смысл, заключающийся в том, что в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и она может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в каратэ-до Сётокан обязательно начинаются с блокирующего движения.  

 

      Фраза «КАРАТЭ НИ СЭН ТЭ НАСИ» имеет продолжение: «КАРАТЭ ВА СЭН ТЭ НАРИ». Тогда в целом это звучит так: «В карате не нападают первым, в каратэ  бьют первым». Это отвечает на вопрос о пресечении агрессии, и нужно ли дожидаться первого удара со стороны противника? То есть агрессия начинается раньше, но контратака заканчивается еще раньше, чем атака. Проще говоря, если противник явно решил напасть, то нужно первым нанести удар.

Принцип маленькой площади поражения

            Сила, сконцентрированная в какой-либо точке (например, костяшке кулака) или на поверхности (ребро ладони, ребро стопы), вырабатывает энергетическую волну сдавливания, направленную в чувствительные места корпуса тела.

Дыхание

            Вдох облегчает расслабление. Выдох, особенно резкий, при выполнении какого-либо приёма каратэ-до способствует напряжению мускулов тела, тем самым концентрируя развитую силу на одной точке.

Правильная дистанция

             Для защиты и нападения нужно развивать в себе чувство «оптимальной» дистанции. Вы должны научиться правильно выбирать расстояние между вами и вашим противником.

Чувство времени (реакция, тиминг)

            Правильность обороны или контрнападения зависят не только от правильно выбранной дистанции. Очень важно осуществить все эти действия в нужный момент. Защита, выполненная слишком поздно, не имеет никакого смысла и пользы. Контрнападение должно происходить в правильно выбранный момент, чтобы ваш противник больше не имел никаких шансов защититься и отразить нападение (тиминг).

 

ПРЕИМУЩЕСТВА  КАРАТЭ-ДО СЁТОКАН ПЕРЕД  ДРУГИМИ  СИСТЕМАМИ  БОЯ  БЕЗ  ОРУЖИЯ

Каратэ-до Сётокан и дзюдо

     Дзюдо - искусство мягкости (дзю). Он основывается на том принципе, что действиям противника, никогда не следует противостоять прямо, а надо использовать его силу в свою пользу, если он нападает, мы – обороняемся; если он отклоняется, мы его тесним. Целью схватки является бросок противника и контроль над ним на земле (полу) путем сковываний захватов или заламываний. Приемы дзюдо, таким образом, делятся на накэ-ваза (броски) и на нэ-ваза (приемы на полу). В своей древней форме схватка могла начинаться с атаки рукой или ногой, выдвинутыми вперед, но в своем современном виде, атэ-ваза (техника поражающих ударов) отошла на задний план. Дзигоро Кано, кстати сказать, создавая дзюдо, стремился сделать из него спорт и средство воспитания и убрал опасные захваты и удары, пришедшие из древнего дзю-дзюцу. Атэ-ваза присутствует теперь только в отдельных ката, особенно в очень красивой кимэ-но ката, которой обучают только на высших ступенях. Дзюдо – это спорт, а не боевое искусство. Для того, чтобы он мог стать настоящим оружием самообороны, нужно добавить некоторые приемы из дзю-дзюцу, которые, конечно же, не нуждаются в долгом изучении, но которые не всегда знает дзюдо-ка. Он сильно рискует растеряться перед лицом внезапной и точной атаки, потому что прежде, чем он может вывести из равновесия и опрокинуть атакующего, к тому нужно приблизиться, а значит и избежать удара; однако уход без одновременного с ним блока о возможен только в том случае, если соперник малоопытен или если дзюдо-ка находится на уровне намного выше среднего. Для занятий дзюдо действительно характерна весьма условная схватка, которая начинается только после захвата кэйкоги (тренировочного костюма) партнера.

Считается, что каратэ-до Сётокан, не запрещая никаких ударов и подготавливая к реальной схватке, рассматривалось долгое время как незаконно вторгшееся в сферу, до того времени полностью пребывавшую во власти «пути мягкости», эффективность которого с широко подчеркиваемая во время публичных демонстраций (показов), переубеждала новичков. Сейчас, к счастью, не так или  почти не так: между каратэ-ка и дзюдо-ка в конце концов завязались дружеские связи; первых особенно привлекал аспект самозащиты, вторые же считали дзюдо захватывающим видом спорта. Эффективность каратэ-до Сётокан в области самообороны больше не нуждается в доказательствах и сомневаться можно лишь в случае полного отсутствия информации, скорее всего по причине упорного нежелания ее получать, что мало совместимо с духом будо-ка (того, кто занимается искусством Будо). В противоположность дзюдо, каратэ-до Сётокан действительно, с самого начала было не спортом, а скорее методом для победы с помощью уверенного удара или все равно какого действия в бою до «победного конца». Спортивная эволюция каратэ-до началась совсем недавно, очень недавно, что объясняет по-прежнему суровый и даже жестокий характер схваток во время чемпионатов. Есть явная трудность в адаптации и форме занятий (спортивное соревнование), которой создатели каратэ не уделяли внимания. В этом состоит внутреннее различие между этими двумя боевыми искусствами, которое не нужно упускать из вида. Техника, используемая в каратэ-до Сётокан, жёсткой схватке - на 90% - разящие удары не только рукой или ногой, но также и локтем, коленом, головой, что уже более неожиданно, сюда добавляется техника заламывания, зажимы, кюсе (щипки за сухожилия или нервные центры), опрокидывания.

Последняя техника глубоко отличается от техники дзюдо тем, что она не является конечной целью: опрокидывание служится лишь средством для того, чтобы разрушить сосредоточенность противника и вывести его из боя с помощью атэми, как только он оказался на земле. Опрокидывание происходит, кстати, чаще всего после блокирования атаки соперника и первого атэми контратаки; это только элемент в целой цепи движений. Наконец опрокидывание выполняют за счет того, что противника валят после столкновения корпус в корпус и блокирования под угрозой вывиха или атэми, подсекают или проводят сметающий удар, что делает падение особенно резким, потому что ноги соперника почти или совсем не отрывают от земли. Не применяют броски через бедро или плечо, слишком медленно выполняемые, а потому и опасные в случае успешной атаки нападающего. Идеальное опрокидывание - то, которое проведено без захвата противника (так, в каратэ-до Сётокан нет «захватов», таковые имеются в дзюдо): напри- мер, сметающим движением ноги, выдвинутой во время атаки вперед. Основа техники каратэ-до Сётокан состоит, в любом случае, главным образом в блокировании атаки противника путем подставки предплечья или в отведении ее сторону (блоком, сопровождаемым уводом корпуса), перед контратакой, осуществляемой внезапным ударом; единственный ответный удар, направленный в слабое место противника, в идеальном случае должен быть решающим.

Каратэ-до Сётокан и айкидо

     Айкидо – это система, разработанная в начале нашего века японцем Морихеи Уэшиба. В большей мере, чем просто спорт или боевое искусство, настоящее айкидо («соединения энергии») - духовная практика, философия с отпечатком религиозности. Цель его - доказать противнику, что он не может нас победить, причем не причиняя ему при этом непоправимого вреда. Эта гуманная сторона объясняется религиозными корнями айкидо. От атаки противника ловко уходят (сабаки), но не блокируют ее; противника дезориентируют и опрокидывают, всегда во вращательном движении, благодаря рациональному, а позже - интуитивному а использованию его собственной силы. Идеальное движение выполняется с минимумом контакта с конечностями противника. Можно повалить противника на землю и привести его в полностью безопасное положение и за счет сильного сгибания или о выкручивании какого-нибудь сустава руки, например, локтевого или плечевого. Занятия айкидо очень зрелищны, т. к. все действия в высшей степени ловки и гармоничны, без столкновений или синкопных движений, как это происходит в каратэ. Каратэ-до Сётокан менее выразительно, чем дзюдо или айкидо, так как падения происходят и редко и, во всяком случае, не так зрелищны; с другой стороны, так как в контратаке нет контакта, эффективность ответа менее очевидна. Каратэ-до Сётокан, несмотря ни на что, ближе к реальности: нужно  быть большим специалистом айкидо, чтобы избежать одного или нескольких ударов, наносимых с реальным намерением поражения, в то время как та же степень эффективности может быть и достигнута в каратэ-до Сётокан быстрее. Речь ни идет о том, чтобы оспорить мастерство больших специалистов айкидо, но нужно подчеркнуть, что мало кто из спортсменов имеет достаточно мужества, терпения и настойчивости для достижений этой ступени мастерства; ведь опасность состоит в остановке при движении вперед, когда вы подставляетесь атаке опытного и решительного соперника. Этот очевидный факт, кстати, признан многими японцами, которые изучали айкидо под руководством Уэшиба. Они (особенно Мочидзуки, глава Есэй-Кан, и Томики, который руководит секцией айкидо в Кодокане) впоследствии разработали, основываясь на первоначальном айкидо, собственные методы, основанные на старом дзю-дзюцу или на каратэ, которые больше уделяют внимание прямым разящим ударам и, особенно, ударам ногами: ответы не только построены на опрокидываниях и заламываниях рук, но также и на атэми; движения еще по-прежнему круговые, но они становятся более прямыми и более быстрыми. Упор больше делается на эффективность движений в реальной схватке и меньше на философский аспект занятий. Так как айкидо - ценное оружие защиты, менее грубое, чем каратэ-до Сётокан, оно особенно подходит женщинам и людям пожилого возраста, так же как и тем людям, которые по складу характера больше приемлят менее жесткие и более мирные методы. В этом впрочем, и состоит вся прелесть, заключающаяся в многообразии японских боевых искусств. В противоположность дзюдо и каратэ-до Сётокан, в айкидо еще нет соревнований. Во всяком случае, движение в пользу введения этого вида как спортивного внутри некоторых школ только развивается, но оно сталкивается с некоторыми серьезными трудностями, даже с учетом того, что айкидо теоретически – исключительно метод обороны, а не атаки. Дзюдо, каратэ и айкидо имеют, однако, общие принципы, которые являются таковыми и для всех японских боевых искусств: концентрация энергии тела в области ниже пупка (хара или тандэн), расслабление сознания, воинственный взгляд, равновесие, достигнутое путем перевода центра тяжести на более низкий уровень и т. д.).

Каратэ-до Сётокан  и бокс

     Английский бокс - это спорт, распространенный во всем мире, международные встречи по которому всегда очень популярны. Его характеристики, таким образом, хорошо известны, поэтому нет необходимости их долго анализировать. Напомним на всякий случай, что боксер обычно ведет бой в перчатках, что может поставить его в весьма невыгодное положение, когда он сражается просто кулаками. Кулаки, будучи не полностью сжатыми из-за привычки работать в перчатках, могут быть повреждены во время контакта с очень твердой поверхностью. С другой стороны, боксер пользуется только руками и, даже если он делает это блестяще, он остается уязвимым ниже пояса. Каратэ-ка может испытывать некоторые трудности, выступая против опытного боксера, сражающегося в той манере, которая ему ближе, т. е. в манере кулачного боя, однако каратэ-ка легко может удерживать боксера на расстоянии, за счет разнообразных ударов ногами, к которым противник не готов. Как и английский бокс, французский бокс имеет многочисленные условия. Являясь сплавом древнего марсельского «савата» (французского бокса с применением ударов ногами), который появился в начале первой половины XIX века, и английского бокса, он был создан Ж. Шарлемоном. После периода расцвета в период Бель-Эпок (1900-1914 г.г.), когда открывались многочисленные залы, наметился упадок, число занимающихся уменьшилось. После последней войны некоторые преподаватели дзюдо заинтересовались им в надежде найти стоящее его сочетание с дзюдо (так возникло недолговечное «дзюдо-сават»). Но недавно под опекой Французской федерации дзюдо и присоединившихся дисциплин (в которой Французский бокс имеет сейчас свою секцию) интерес к этому виду спорта появился снова. Техника и тренировки французского боксера разнообразны и привлекательны. Только ношение перчаток и обуви лишает французского боксера многих возможностей использования своего естественного оружия, особенно рук, и боксеры стремятся добиться скорее красоты жеста, чем эффекта в бою. Однако нужно сделать оговорку, Французский бокс прогрессировал в последнее время благодаря динамичности напористых спортсменов (борцов), таких как Бернар Плезе и Марк Кюнстль; атаки стали более жесткими. Однако этот обновленный французский бокс ближе к полностью контактному стилю (full contact), чем к традиционному каратэ. Французский бокс и полностью контактный стиль являются прежде всего видами спорта, тем более, что первый из них придет явно большее значение поведению (здесь есть еще что-то от «справедливой игры» (fair рlау) джентльменов периода Бель-Эпок) и расположение духа. Как бы там ни было, главная идея каратэ-ка - это не подготовка к вежливому нападению на ринге, а готовность всегда предвидеть возможность тотальной схватки не на жизнь, а на смерть, той схватки, которая только и может по-настоящему мобилизовать до предела возможности индивидуума. Это главное различие находит свое отражение в некоторых положениях, принимаемых во время довольно похожих ударов. Так, например, во время удара ногой в корпус французский боксер вытягивает руку в противоположном направлении с целью создания противовеса, тогда как во время ёко-гэри, исполнение которого довольно похоже, каратэ-ка максимально концентрирует свою силу в на- правлении удара, держа руки около корпуса, а грудь - как можно вертикальнее, чтобы иметь возможность быстрее перейти к другому удару, проводимому в том же направлении. Это – дух решительности (кимэ), который намного больше, чем удар, обеспечивает каратэ-до Сётокан его значительную эффективность.

 

Конструктор сайтов - uCoz