ФИЛОСОФИЯ КАРАТЭ


Небеса, земля и я - одного корня; все вещи и я - из одного источника.

Тодзан Осе, классик дзэнской литературы

     Говоря о философии каратэ, следует заметить, что в ее основе лежит идея ненасилия. По этому поводу гранд-мастер каратэ Хошу Икеда говорил так: «Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию При­роды. Но Вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред Вам или другим лю­дям. Таким образом, Вы восстанавливаете гармонию Природы». Во многих клубах ученики, занимающиеся каратэ, дают клят­ву, в которой обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям. «Я обязуюсь поддерживать настоящий дух каратэ - никогда не использовать приемы, которые я изучил, против человека, кроме самообороны, защиты семьи или друзей, в случае особой опасно­сти или нападения, или в случае поддержки закона и порядка», - девиз английской ассоциации каратэ. Следует заметить, что в некоторых школах каратэ, особенно восточных, изучение технических и тактических приемов пере­плетается с религиозным учением. Однако говорить о жесткой за­висимости каратэ от религии не приходится. В этом плане можно привести слова известного японского мастера кэндо Миямото Мусаши: «Всякий должен уважать Бога и Будду, но не быть зави­симым от них». Во всяком случае, уважительное отношение к стар­шим, женщине, вообще к окружающему миру, вера в собствен­ные возможности и другие нравственные установки могут и должны быть взяты на вооружение нашими отечественными учителями каратэ. Из религиозной практики были заимствованы широко исполь­зуемые в каратэ концентрация внимания и медитация - два спо­соба перестройки сознания, взаимно дополняющих и усиливаю­щих друг друга. Вся работа с сознанием как в религиозной практике (напри­мер, в дзэн-буддизме), так и в каратэ проводится с целью выве­дения психики на естественный и спонтанный уровень восприя­тия мира и реагирования на него, а также для того чтобы мобили­зовать скрытые возможности человека, заложенные в его приро­де, но способные раскрываться только в определенных состояни­ях. Практика саморегуляции направлена на то, чтобы человек на­учился произвольно достигать состояния высшей мобилизации своих физических, энергетических и духовных сил и в случае не­обходимости мог воспроизводить это состояние. При этом концен­трация внимания позволяет собрать воедино различные силы че­ловека и направить их в заданную точку, обеспечивая тем самым эффективное приложение их в нужном месте в нужный момент. Совершенно очевидна необходимость этого умения в каратэ, тех­ника которого предполагает способность к избирательной кон­центрации энергии, для обеспечения внутреннего содержания внешне силовых движений и приведения этой энергии и силы в заданном направлении по четко определенной траектории.

     Медитация в отличие от концентрации внимания основана не на напряжении, а на расслаблении. В состоянии медитации чело­век переключается с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего, что позволяет ему стать более восприимчивым к внут­ренним силам, управляющим телом. Это определяет оздоровитель­ный аспект медитации как способа профилактики психических напряжений и восстановительной деятельности организма в авто­матическом режиме. В каратэ медитация нужна для того, чтобы научиться естественно и свободно действовать в любой экстре­мальной ситуации, мгновенно находить правильное решение в непредвиденных обстоятельствах, быстро и непредсказуемо для противника реагировать на его действия. Фундаментом каратэ служат философские воззрения даосских мыслителей, которые в противоположность греко-латинской, а позже христианской модели мира как Бытия выдвигали идею Пустоты, или Небытия. Математическим символом этой идеи слу­жил ноль, пространственным - круг, умозрительным - пустота. При этом если сумма и произведение всех вещей в мире равны нулю, то и каждая вещь в отдельности равна нулю, т.е. мнима. Но если это так, то вся Вселенная равна человеку, а человек ра­вен Вселенной и может иметь в себе весь ее потенциал, обладать всей ее мощью, если сумеет найти правильный способ получе­ния - Путь (по-японски «до»). Поэтому все дело заключается в поисках истинного Пути. А для этого необходимо овладеть разли­той в теле энергией (по-японски «ки»), научиться впитывать ее из космического океана и управлять ею. Кроме того, необходимо очистить «замутненный дух» (по-японски «син»), чтобы добиться состояния просветленности. Однако просветленный дух и очищен­ная энергия должны находиться в достойном вместилище. Поэто­му следует всячески подготавливать свое тело, чтобы получить гармоничное Целое - слияние физического, морального и духов­ного. Одним из способов достижения истинного Пути, по мнению даосских мудрецов, было осознание человеком Закона всеобщего соответствия всего, что есть во Вселенной, адаптация к природе, обществу, стихиям. Вечное движение пяти стихий (дерева, огня, земли, металла, воды), их круговорот (дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, вода рождает дерево) - основа даосского учения о мироздании, в ко­тором человеку, желающему постигнуть устои Вселенной, нужно следовать естественным путем, совершенствовать собственную нравственность, применяясь к законам природы. При этом совсем не обязательно вести аскетический образ жизни, удаляться от мира с его опасностями и конфликтами. Побеждать следует, сообразу­ясь с законами природы, приспосабливаясь к ней, согласовывая свои действия с изменениями в окружающем мире. Гармония, невозмутимость духа, следование Пути определяют принцип ду­ховного и физического развития личности, служат первоосновой физического и духовного совершенства. В даосских творениях Мягкое и Слабое одолевает Твердое и Сильное: вода точит камень и сокрушает скалы; ива сбрасывает тяжелые пласты снега; и т.п. Совершенномудрые, в понимании даосов, - это те, кто «действуют мягко, а на деле - твердо; с по­мощью слабого оказываются сильными. Следуя смене превраще­ний, овладевают искусством Одного, и с помощью немногого управляют многим. Те, кого называют «сильными делами», встре­чая изменения, откликаются на момент, устраняют несчастье, побеждают трудности. Нет такой силы, которую бы не одолели, нет такого врага, которого бы не осилили», — записано в «Хуай-нань-цзы» (Долин А. А., Попов Г. В., 1995, с. 32). На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физи­ческую силу. Мягкость и податливость обращают натиск врага про­тив него же самого, используя его силу для его же уничтожения. Согласно учению Будды, жизнь есть страдание, и человек, под­чиняясь закону причинно-следственной связи всего сущего (кар­мы), обречен влачить свое земное существование смиренно и бес­прекословно, так как он всего лишь звено в извечной цепи пере­рождений. Однако человек может выйти из греховного жизненно­го круга (сансары) и погрузиться в блаженство покоя (нирваны). Для этого, по мнению некоторых буддийских сект, необходимы аскетизм и пассивное самосозерцание, другие считали главным истовую молитву и поклонение святым, но были и такие (напри­мер, секта Дзэн), которые призывали во имя высшей цели к укреп­лению тела и духа.

     Дзэн - это буддийский путь, ведущий к непосредственному восприятию действительности такой, какова она есть. Дзэн отри­цает все попытки рационализировать действительность, извлечь смысл из нее, облечь в философскую форму, а человеческое же­лание охватить ее интеллектуально сравнивает с восприятием от­ражения луны на поверхности реки, которое постоянно движет­ся, хотя сама луна всегда спокойна. В философском плане дзэн отрицает различия между жизнью и смертью, бытием и небытием, а аскетическая направленность дзэн прекрасно сочетается с воинственностью. Отрицает дзэн и Бога, требующего послушания и распределяющего души смерт­ных между раем и адом. Формируя целостную и целеустремлен­ную личность, дзэн призывает полагаться в жизни только на себя и черпать силы из гармонического слияния с природой. Не навязывать природе свои желания, но мгновенно откликать­ся на ее зов - такова высшая мудрость дзэн. «Все на свете требует спонтанности в исполнении и не должно делаться предумыш­ленно. То, что обдумывается заранее, не соответствует реально­сти. Нет в мире ничего такого, к чему Пустота не могла бы при­способиться, - неважно, длинное оно или короткое, квадрат­ное или круглое. Только дух, проникнутый Пустотой, может совладать с любым препятствием», - писал дзэнский патриарх Такуан (1573-1645) (Долин А.А., Попов Г.В., 1995, с.232-233). Доктрина дзэн направлена на прорыв сквозь путы страстей, бес­почвенных мечтаний, желаний, страха и гнева. Участвуя в беско­нечном цикле метаморфоз, человек должен сам конструировать свою судьбу, всемерно развивать заложенные в нем способнос­ти: наращивать силу, углублять мудрость, культивировать муже­ство и любовь к ближнему.

     Центральная идея в дзэнском образе жизни - достижение Про­зрения (сатори), что означает пережить состояние единения со всем миром, с природой, то состояние сознания, из которого проистекают все добрые действия. Сдерживающие отрицательные начала личности преодолеваются и проявляется все лучшее, что заложено в человеке. Для того, кто испытал этот переворот, жизнь становится удивительным чудом. У человека, по образному выра­жению дзэнских мастеров, открывается «третий глаз», и он начи­нает видеть действительность как бы со стороны за счет обострен­ной восприимчивости всех пяти чувств. Сатори достигается четырьмя следующими путями: дзадзэн (си­дячая медитация), коаны (алогичные диалоги и высказывания), сандзэн (приватные беседы с учителем) и физическая подготов­ка, куда входит овладение различными боевыми искусствами. Среди многих людей, занимающихся и не занимающихся кара­тэ, дзэн вызывает много споров и сомнений, и главный вопрос здесь - что такое дзэн? Лучше всего, на мой взгляд, на вопрос о том, что такое дзэн, ответил основатель стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма в своей книге «Философия каратэ»: «Дзэн - это каратэ, каратэ - это Дзэн. Когда спрашивающие возражают, что Дзэн трудно понять и что Дзэн доступен только людям Востока, я говорю, что это неверно. Дзэн везде и в каждом. Когда мне задают вопрос "Ка­ким образом?", я отвечаю: «Обучитесь нескольким приемам каратэ с чистой душой, искренним намерением и общей духовной со­бранностью. Если вы сделаете это, противник перестанет существо­вать для Вас, не будет больше врагов или союзников, победа или поражение перестанут иметь значение. Вы достигнете успеха при переходе в состояние Дзэн. В дальнейшем, по мере того как разум будет проясняться и вы будете находиться в состоянии духовной собранности и определенности в том, что вы делаете, вы сможете пребывать в состоянии Дзэн, когда едите, разговариваете с друзь­ями, пишете, работаете или практически занимаетесь тем или иным видом деятельности. Вот что я имею в виду под мировоззрением Дзэн и духом каратэ. Философы и священники делают величайшую ошибку, отстаивая мысль о том, что Дзэн является чем-то неяс­ным и труднодоступным в обучении для всех, кроме посвященных. Дзэн существует вокруг нас и внутри нас. Его истинное величие состоит в его доступности, Дзэн - это полное единство тела, намерений и души. Единство такого рода является единственным пу­тем к человеческому совершенству и гармонии с человечеством. Это и есть Дзэн»» (Ояма М., 2000).

     Таким образом философия каратэ - это философия ненаси­лия, берущая все ценное и полезное из существующих религий и на­правленная на развитие человека как владеющей собой и творческой личности.

 

Конструктор сайтов - uCoz