РЕЙ (ритуальный поклон)

     Каратэ-до начинается и заканчивается поклоном. Первый урок в каратэ начинается с изучения и объяснения значения поклона (Рей). Впоследствии поклон применяется постоянно, Его важность даже выше, чем начало изучения Кумитэ. Только те, кто понял глубину значения поклона, достигают высокого мастерства. Каратэ-до – боевой вид искусства и как таковой не имеет предела в совершенствовании. И только в процессе тяжелых тренировок и жесткой дисциплины мы стараемся постичь Путь (Мичи, или До). Мастер Фунакоси в полной мере осознавал важность поклона и часто напоминал об этом своим ученикам. Одним из двадцати принципов каратэ (Сёто нидзюкун) является то, что каратэ-до начинается и заканчивается поклоном. Поклон может выражать желание установить отношения, основанные на взаимном доверии, доброжелательности, понимании и уважении. В социальном смысле поклон является средством сохранения гармонии между людьми с целью создания лучшего общества. Практически, Рей является формальной церемонией, когда два человека, находясь друг против друга, обмениваются знаками взаимного уважения и доверия.

     Как правильно выполнять поклон в каратэ:

    Два партнера стоят друг против друга в позиции шизентай хачиджи Дачи (позиция готовности по принципу «не готов ни к чему – значит готов ко всему»). Затем они принимают положение Мусуби Дачи (пятки вместе, носки врозь); Тори (атакующий) правой ногой подшагивает к левой, а Уке (защищающийся) левой ногой подшагивает к правой. Некоторое время они смотрят в глаза друг другу, затем наклоняются вперед с прямой спиной под углом примерно 30 градусов с полным виденьем нижней части тела оппонента, не глядя конкретно никуда и сохраняя такое положение примерно 1 секунду. Затем партнеры выпрямляются, смотрят друг другу в глаза и возвращаются снова в стойку хачиджи Дачи. Когда оппоненты готовы начать упражнение или бой, они принимают боевые стойки. Например, в Гохон, Санбон и Иппон Кихон Кумитэ партнеры стоят на определенной дистанции в шизентай хачиджи Дачи, и Тори (атакующий) делает шаг назад, становясь в стойку Зенкутсу Дачи с Гедан Бараи (любой ногой), и сообщает оппоненту вид и уровень атаки, тогда как оппонент остается в хачиджи Дачи. Атакующий должен отступить, что является условием кодекса поведения по отношению к оппоненту. После каждого выполнения заданного упражнения партнеры возвращаются в исходное положение( шизентай хачиджи Дачи), делая вдох при возвращении в исходное положение. Затем следует выдох с напряжением мышц живота (Хара) с чувством, будто энергия Ки в нижней части живота готова к выполнению следующего движения. Дыхание имеет очень большое значение при выполнении техники и для осознанности ситуации в Кумитэ и при выполнении Рей. Следует всегда помнить, что дыхание имеет очень большое влияние не только на здоровье, но и на психику, способности, технический уровень (силу и скорость) и на деятельность мозга.

ООС

     Слово «ОСС» японского происхождения стало почти профессиональным в мире каратэ-до. Понятное и широко используемое среди каратэк разных национальностей, оно служит не только в качестве обычного приветствия, но и вместо таких выражений, как «спасибо», «рад видеть», «до свиданья», «понятно» и «я понял». Это слово следует произносить из нижней части живота с соответствующим поклоном, показывая тем самым уважение, симпатию и доверие другой стороне. Слово ОСС является фонетической транскрипцией и состоит из двух китайских иероглифов. Первый иероглиф имеет буквальное значение «толкать» и обозначает наличие боевого духа, важность усилий, прикладываемых для противостояния всем препятствиям, постоянного устранения их с пути. Второй иероглиф дословно обозначает «страдание», «терпение» и выражает смелость и дух стойкости, настойчивости, упорства, преодоление боли и противостояние невзгодам с терпением, настойчивостью и высоким состоянием духа. Искусство каратэ-до постигается и совершенствуется только в упорном ежедневном труде. Как говорится: «Терпенье и труд все перетрут». Слово ОСС применяется с целью напомнить занимающимся о трудолюбии, упорстве в достижении цели и придать каждому решимость и вдохновение. Слово ОСС не должно использоваться походя. Каждый должен пересмотреть свое отношение к нему, а также положение тела, состояние ума, произношение и их гармонию. Корпус наклонен слегка вперед, позвоночник прямой, подбородок слегка опущен при произношении. Движение, дыхание и произношение выполняются таким образом, что чувствуется сила в нижней части живота (Танден) и энергия (Ки).

СЕЙЗА (положение сидя)

     Эта поза тесно связана с японской традицией Буси-До. Полностью согнутые ноги и пребывающее в равновесии туловище, которое может повернуться в любую сторону, присущи только этому положению сидя. Положение Сейза применяется в кендо, дзюдо, каратэ-до, айкидо, икебане и чайной церемонии.

     Основные принципы:

     1. Корпус выпрямлен.

     2. Голова  опущена.

     3. Концентрация внимания на Тандене.

     Согнутые в коленях ноги расположены под ягодицами. Пальцы одной стопы располагаются на пальцах другой. Не имеет значения, какая нога будет нижней, но обе лодыжки должны касаться пола. Достаточное скрещение стоп имеет первостепенное значение для прямого положения поясничного отдела. На начальном этапе такого сидения мышцы поясничного корсета (Хара) могут болеть или неметь. Со временем эти ощущения дискомфорта исчезают. Расстояние между коленями должно равняться ширине двух кулаков для мужчин и одного – для женщин. Если расстояние между коленями больше указанного, мышцы груди будут удерживать туловище, что не позволяет осуществить основную цель Сейза. Отведите ягодицы как можно дальше назад и мягко опуститесь на стопы. Держа корпус прямым, сядьте так, будто вы пытаетесь положить нижнюю часть живота на колени. Слегка наклонитесь вперед и расслабьте грудь, плечи и мышечный корсет поясничной области (Хара). Слегка наклонитесь вперед и расслабьте верхнюю часть корпуса. шея выпрямлена, лицо обращено вверх. Если наклонить шею вперед, то напряжение посторонних мышц может легко отвлечь вас и вы не сможете сконцентрироваться на Тандене. Положите ладони на бедра. Мягко закройте рот, легко соедините зубы и коснитесь языком нёба за передними зубами. Закройте глаза и сосредоточьтесь на Тандене. Начинайте медитировать.

 

КРАТКИЙ  ПЕРЕЧЕНЬ  ТЕРМИНОВ ЭТИКЕТА  ДОДЗЁ

КЮ                                                             – разряд, квалификация (ученические ступени):

ХАТИ-КЮ                                                – 8

СИТИ-КЮ                                                – 7

РОКУ-КЮ                                                 – 6

ГО-КЮ                                                      – 5

ЁН-КЮ                                                      – 4

САН-КЮ                                                   – 3

НИ-КЮ                                                      – 2

ИККЮ (ИТИ-КЮ)                                    – 1

ДАН                                                            – мастерские степени:

СЁДАН                                                       – 1

НИДАН                                                      – 2

САНДАН                                                    – 3

ЁНДАН                                                       – 4

ГОДАН                                                       – 5

РОКУДАН                                                  – 6

СИТИДАН                                                  – 7

 

ОСНОВНЫЕ  КОМАНДЫ и т.д.

 

РЭЙ!                                                                - команда на поклон

СЭЙЗА!                                                           - сесть в ДЗАДЗЭН

СЭЙДЗА АГУРО!                                          - сесть в свободное положение

ДОДЗЁ-НИ-РЭЙ!                                           - поклон залу,

КЁХАН-НИ-РЭЙ!                                          основателю стиля,

СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ!                                        учителю,

КАМИДЗА-НИ-РЭЙ! –                                  месту, где расположена токонома (ниша со святыней)      

                                                                          или национальный флаг

СЁМЭН-НИ-РЭЙ!                                          президиуму, комиссии.

ОТО ГАЙ-НИ-РЭЙ!                                      - взаимный поклон

МО КУСО!                                                     - команда          приступить                                                       медитации: закрыть глаза

                                                                         - начать

МО КУСО-ЯМЭ!                                           - сеанс самонастроя

ТАТЭ!                                                              - закончить медитацию

ЙОЙ!                                                               - встать (то же, что и КИРИЦУ!)

КАМАЭТЭ!                                                    - приготовиться!

ХАДЗИМЭ!                                                    - занять боевую позицию

ЯМЭ!                                                              - начать!

СОРЭ МАДЭ!                                                - закончить!

МО-ИТИ-ДО                                                   - разойтись!

КУРИ КАЙ!                                                     - сделать еще раз!

МОТО-НО-ИТИ                                              - поменяться местами!

ЯСУМЭ!                                                           - занять исходные места!

КОКЮ!                                                             - отдыхать! восстановить дыхание!

КАЙТЭ! МАВАТЭ! МАВАРЭ!                     – повернуться на 180'!

ХАРАТЭ!                                                          – кругом (в ритуальной стойке)

СЭЙ!                                                                  – команда на боевой выкрик

 

ТИНДЭН                                          – святыня в додзё

КАМИДЗА                                       – стена напротив входа, место, где располагается святыня

СИМОДЗА                                       – стена напротив «камидза»

СЕМЭН                                             - место, где располагается президиум, судейская или экза-

                                                          менационная комиссия

РЭЙ                                                   – поклон

РЭЙГИ                                              - этикет

ДОДЗЁ РЭЙГИ                                – этикет додзё

ДЗАРЭЙ                                           - ритуальные поклон сидя, выполняется из ДЗАДЗЭН

ДЗАДЗЭН                                         – положение сидя на пятках. Поза для медитации

РИЦУРЭЙ                                         – ритуальный поклон стоя

КЭЙРЭЙ                                           – формальный поклон

СЭЙКЭЙРЭЙ                                   – глубокий поклон

КЭНКОРИЦУРЭЙ                           – боевое приветствие (поклон в положении готовности)

КА                                                      – человек

КАРАТЭ-КА                                     – человек, изучающий каратэ

КОХАЙ                                              – ученик

СЭМПАЙ                                           – старший ученик

СЭНСЭЙ                                            – «старший по возрасту», учитель

СИХАН                                              – руководитель школы

ХАНСИ                                              – глава стиля

КЕХАН                                              – основатель стиля

КАРАТЭ ГИ                                      – традиционный костюм для занятий каратэ-до

УВАГИ                                               – куртка традиционного костюма

ДЗЮБОН                                            – брюки традиционного костюма

КЭЙКОГИ                                          – спортивный костюм

ДЗОРИ                                                – соломенные сандалии

ГЭТА                                                   – деревянные колодки (обувь)

АГУРА                                                – свободная позиция сидя, скрестив ноги (турецкий сед)

ОБИ                                                     – пояс:

СИРОЙ                                                – белый

КИИРО                                                – желтый

МИДОРИ                                             – зеленый

АЕРО                                                    – фиолетовый

КЮЙИРО                                             – коричневый

КЮРОЙ                                                – черный

СУДЗУКЭТЭ!                                      – продолжайте!

ОСС!                                                     – традиционное приветствие голосом при выполнении ри-

                                                               туального поклона, а также подтверждение готовности

                                                               выполнить любую рекомендацию тренера

ОНЭГАЙ СИМАСУ                            – научите меня, пожалуйста...

КОНН ИТИ ВА!                                   – добрый день

КОМБАНВА!                                       добрый вечер

АРИГАТО!                                           – спасибо! благодарю!

ДОМО АРИГАТО!                              – большое спасибо!

ДОЙТАСИМАСИТЭ!                         – приветствуем, приглашаем, просим!

ГОМЭН!                                               – извините! прошу извинить (при уходе из додзё во время

                                                               продолжения занятий)

МАИ ТТА!                                            – сдаюсь!

САЕ НАРА!                                          – до свидания!

СЧЁТ

 

ИТИ                              – один

НИ                                – два

САН                             – три

СИ                                - четыре

ГО                                – пять

РОКУ                           – шесть

СИТИ                           – семь

ХАТИ                           – восемь

КУ                                – девять

ДЗЮ                             - десять

ДЗЮ-ИТИ                    – одиннадцать

НИДЗЮ-НИ                – двадцать два и т.д.

 

 

 

ЭТИКЕТ  ДОДЗЁ

     Общеизвестна поговорка: «Каратэ-до начинается с поклона и заканчивается поклоном». Этикет и ритуал занимают в боевых искусствах значимое место, и роль их в качестве средства формирования специфических черт характера доказана временем.Взаимосвязь между такими аспектами воинских искусств, как обретение разрушительной мощи, когда тело превращается со временем в грозное оружие для окружающих, и моралью – очевидна. Определенное, систематическое, воспитание духа воина, его характера призвано уравновесить разрушительные возможности, предоставляемые изучением техники и развитием физических способностей. И важнейшее значение в этом смысле имеют этикет и этика, жёстко регламентирующие правила поведения и общения, как в зале для занятий, так и в повседневной жизни. Этикет ДОДЗЁ является системой правил внешнего поведения, регулирующих взаимоотношения между учителем и учениками, учеников между собой, между старшими и младшими учениками и т.д., и в своей основе имеет принципы «пяти отношений» конфуцианского канона. В этикет ДОДЗЁ входит и поведение адепта (последователя каратэ-до) во время учебного боя со строгим соблюдением церемониальных поклонов, несмотря на боль, страх перед более сильным партнером или, наоборот, гнев и раздражение. Умение четко контролировать свои эмоции и тщательно скрывать их от посторонних глаз – великое искусство и путь самодисциплины и самопознания. Единственное, что можно и должно проявлять по отношению к партнеру – это уважение, выражающееся в достойном собственном поведении, в точном соответствии правилам этикета. Поклон залу означает внутреннюю готовность либо вступить в определённый режим работы с полной самоотдачей, либо (при выходе из зала) искренне поблагодарить то место и людей, помогающих продвигаться на пути самопостижения и самосовершенствования. Поклон самому себе в начале и в конце индивидуального упражнения означает вход и выход из состояния предельной сосредоточенности и концентрации волевых усилий, поскольку психика человека не может постоянно функционировать в экстремальном режиме. Но поклон перед началом упражнения означает, что все системы организма приведены в полную готовность, а поклон в конце – что только теперь можно перейти в необходимый режим отдыха. Мастера говорят, что по тому, как выполнен поклон, можно мгновенно «прочитать» своего возможного противника, поскольку поклон и его правильное выполнение – это тоже искусство, требующее длительной отработки, и небрежно или неумело выполненный поклон может многое поведать о недочетах в технике, ибо «каратэ начинается с поклона». Каратэ-до изучают в Додзё. Это не просто спортивный зал или клуб по интересам. Додзё – это место обучения и братства поклонников каратэ-до. Кроме того, Додзё включает в себя символизм в методологическом, идеологическом и философском аспектах каратэ-до. Жизнь Додзё полностью поглощает ученика, меняет в лучшую сторону его взгляды на жизнь, характер и физическое состояние. Каратэ-до представляет собой коллективную систему обучения боевым  действиям, оружием в которой является тело бойца. «Боевое искусство» – термин, поясняющий физическую и психическую систему тренировок ума, воли и тела в соответствии с определенными принципами. Слово «каратэ» переводится как «пустая (невооруженная) рука» и в первую очередь предполагает развитие способностей управлять действиями тела и конечностей под руководством ума, то есть тело становится эффективным безоружным оружием, поскольку моральные требования тренировок каратэ-до более строги, чем физические. Необходимо обозначить различие между восточными и западными понятиями термина «воинское искусство». Слово «воинский» в западном понимании означает: «иметь отношение к войне», обучение воинскому делу с целью вести боевые действия. Восточное значение слова «воинский» подразумевает приобретение физического здоровья, философских и духовных достижений. Значение личности также различно в концепциях воинского искусства Востока и Запада. В воинской науке Запада все решения принимаются военными начальниками, индивидуальная инициатива не поощряется. В воинских искусствах Востока личность является боевой единицей сама по себе. Решения принимаются на уровне интуиции, что с точки зрения восточной философии считается наиболее верным решением. За действия или их отсутствие не существует ни награды, ни наказания. Инициативу личности определяют уровень мастерства, физическая подготовка и – самый главный компонент – уровень духовного совершенствования. Дух воинских искусств сегодня – это последний след духа Дзэн древних воинов-самураев. Они были блюстителями и примером морали поведения и кодекса мужества. Вопреки выводам критиков, тренированные убийцы или «пушечное мясо» не есть конечный результат тренировок и воспитания в воинских искусствах Востока. Наоборот, ученики воинских искусств, со временем постигающие восточную философию и мудрость жизни, превращаются в высокодуховных мужей. Одной из главных особенностей самурая было чувство собственного достоинства, основными качествами которого являлись невозмутимость, гордость, уверенность в себе и великодушие, Все традиционные Додзё, в которых обучают воинскому искусству, базируются в своей духовной подготовке на этой идее чувства собственного достоинства. В самом деле, последователи воинских искусств сегодня – это потомки древних самураев. Цель всех мастеров воинских искусств – распространение и воспитание этого духа древних воинов Дзэн. Это постижение образа жизни с чувством собственного достоинства. Каратэ-до может считаться философией, основанной на вере в то, что здравомыслящий ум является результатом воспитания характера. Здоровое тело достигнуто в результате жёстких тренировок. Естественный результат – это их единство. «Кен Дзэн Ити На» – Тело и Дух едины. Традиционное Додзё представляет собой в каком-то смысле патриархат. Сэнсэй – хозяин Додзё. По-японски слово «Сэнсэй» означает «уважаемый учитель». Сэнсэй считает своих учеников сыновьями и дочерьми, видя их такими, какими они сами себя никогда не увидят. Он оказывает влияние на создание их тел и характеров и считает себя ответственным за результат. Дожа является домом Сэнсэя, и ученики приходят к нему домой обучаться его образу жизни. Этот образ жизни и есть каратэ-до. Сэнсэй – всегда пример высокого достоинства. Его отношения с учениками должны быть объективными, строгими и доброжелательными. Поскольку все тренировки в воинских искусствах прежде всего сориентированы на воспитание духа, уверенности в себе, долг каждого Сэнсэя – быть примером для своих учеников во всем: в мастерстве, дисциплине, умеренности и мудрости. Случается, что в процессе обучения ученик останавливается в своем развитии по причине излишних амбиций, нетерпения, страха неудачи или по другим причинам. В этих случаях Сэнсэй должен стать советчиком и постараться помочь в решении возникшей проблемы. Перетренированность так же неуместна, как и детренированность. Слишком большие прилагаемые усилия говорят о том, что ученик потерял веру в себя. Недостаточные усилия адекватны прекращению тренировок. Сэнсэй поощряет ученика, когда ученик этого заслуживает, и критикует его, когда это необходимо. Все Сэнсэи требовательны, поэтому в настоящей школе каратэ похвалы редки. Каждый ученик должен считать нормой то, что основным требованием для постоянного совершенствования является работа с максимальной отдачей. Поддержание высоких физических кондиций обязательно для всех учеников так же, как и духовное совершенствование. Ученики проводят вольные бои каждую тренировку, что закаляет их тела и волю. Они обучаются медитации и самовнушению. Они знают, что победители никогда не уходят, а те, кто ушел, никогда не победят. Требования к ученикам возрастают по мере повышения их мастерства. Все традиционные Додзё созданы Сэнсэями и придерживаются стандартов простоты старинных Додзё. Типичное японское Додзё должно быть безукоризненно чистым и конструктивно целесообразным. На стенах Додзё могут размещаться произведения искусства. Подлинные Додзё всегда имели установленный в самом престижном месте зала алтарь, символизирующий преданность ценностям данной школы каратэ-до. Очень серьезным недостатком в глазах товарищей считается «потерять лицо» по причине отставания в занятиях. Ученики стараются не показывать усталости и боли при травмировании. Во время занятий ученики могут носить на голове повязку-Хачимаки, которая обозначает преданность ученика идеям каратэ-до и целеустремленность в достижении поставленной цели. Представьте, что вы попали в Додзё первый раз. То, что вы увидите, является типичным. Когда наступает положенное время, старший группы дает команду о построении. Вся группа быстро строится и одну или две шеренги. Ученики стоят в стойке готовности (шизентай). Наступает полная тишина. Сэнсэй занимает свое место перед группой, звучит команда «Отагай ни рей» – поклон друг другу – и вся группа кланяется Сэнсэю, а Сэнсэй кланяется в ответ еще более смиренно. В зависимости от ранга учителя в системе данного вида, его называют «Сэнсэй» (учитель) или «шихан» (профессор). Молодых мастеров уважают, а пожилых почитают. Тренировка продолжается упражнениями разминки и растяжки. Затем следуют упражнения по базовой технике, заключающиеся в исполнении ударов и защит в движении и на месте. Программа обучения и общие команды дают возможность всей группе – опытным профессионалам и новичкам – тренироваться совместно эту часть тренировки. В процессе упражнений голос ведущего легко различим. Он руководит ритмом и скоростью исполнения движений. Громкие и четкие команды способствуют проведению тренировки в течение продолжительного времени. Ведущий может задавать темп упражнений от напряженного с максимальными усилиями до расслабленных движений, дающих возможность отдохнуть, не прерывая работу над техникой. Тренировочный процесс делится, как правило, на трехмесячные этапы. Каждый этап имеет свою программу, после усвоения которой ученики сдают аттестационные экзамены. Каждый экзамен состоит из трех частей: Кихон (базовая техника), Кумитэ (работа в парах) и ката (воображаемый бой против нескольких противников). После достижения высокого уровня подготовки определяются три типа бойцов. Те, кто предпочитают работать руками; те, кто предпочитают работать ногами, и исполнители ката. Чтобы стать настоящим мастером каратэ-до, необходимо быть искусным во всех трех направлениях. Считается, что настоящий каратэ-ка достигает зенита тренированности, когда он может мягким победить твердое. Эту проблему можно объяснить следующим образом: ничего нет в мире мягче, чем дуновение ветерка или капля воды. Но что может устоять перед ураганом или волной прилива? Каратэ-ка в повседневной жизни обычно находится в расслабленном состоянии морально и физически, но он способен многократно увеличить свою мощь до уровня урагана или волны прилива, если его жизни или жизни его близких угрожает опасность. Все каратэ-ки развивают в себе способность к полному моральному и физическому расслаблению, поскольку они обучаются использовать принципы концентрации – расслабления в любой необходимый момент. Глубокие изменения происходят с учениками каратэ по мере освоения ими высот боевого искусства. Трусливый обнаруживает, что стал смелым, сверхагрессивный становится спокойным. Уверенность становится неотъемлемым свойством характера ученика каратэ-ка. Они гордятся своими моральными и физическими качествами. Физические упражнения делают их грудь и плечи широкими, и жир превращается в мышцы. Болевой порог снижается, и они спокойно переносят ушибы и травмы. Болезни нервного происхождения отступают навсегда. Выносливость организма растет вместе с повышением нагрузок. Следуя положению «в здоровом теле здоровый дух», каратэ-ки легко и просто переносят тренировочные нагрузки, получая удовлетворение от преодоления себя и своих слабостей. Они знают, что лучший способ стать счастливым – это сделать счастливыми других. Поэтому, возможно, все зрелые каратэ-ки становятся хорошими семьянинами и родителями. Пройденный курс обучения в традиционном японском Додзё ученик запоминает на всю жизнь. Получение диплома одной из степеней мастерства является наиболее ожидаемым моментом. После аттестационных экзаменов на стене Додзё вывешиваются списки с именами тех, кто получил проходные баллы и заслужил очередную степень мастерства. Официальные церемонии в Додзё – великое и торжественное событие. Поскольку официальная часть длится более сорока минут, ученики приучают себя сидеть в традиционной позе задолго до даты самой церемонии. Изменить позу и сесть в более удобное положение или показать дискомфорт любым способом в течение официальной церемонии является «потерей лица». Спина сидящего должна быть прямой, как шомпол, плечи расправлены, грудь выдвинута вперед, подбородок поднят, глаза постоянно смотрят прямо вперед. Иногда гостем такого события может быть великий патриарх. Как почетный гость, он произносит речь. Как правило, ему около восьмидесяти лет или более, и он пользуется случаем вспомнить несколько историй из своей юности. Это событие производит на слушателей огромное впечатление, так как они знают, что патриарх может сидеть в церемониальной позе без ощущения дискомфорта в течение многих часов, и слушатели надеются, что ударит молния или произойдет землетрясение, что даст им возможность изменить позу до того момента, как циркуляция крови в их ногах прекратится навсегда. После официальной церемонии наступает четырехчасовый перерыв, после чего начинается вечер отдыха прямо в Додзё. Зрителям представляются новые «черные пояса», которые в течение оставшейся ночи проводят вольные бои с другими черным поясами, прибывшими в главное Додзё с ежегодным визитом из других префектур. Мастера и черные пояса более высоких рангов попивают теплое рисовое вино (сакэ) всю ночь, поют и танцуют. По окончании вечера все разъезжаются по домам. Новые черные пояса принимают горячие ванны и спят в течение последующих двух суток. Аналогичные приемы проводятся в японских Додзё каждый Новый год, когда приглашаются каратэ-ки и их семьи. Этот праздник наиболее любим всеми постоянными членами Додзё. В китайском Кэмпо – предшественнике каратэ-до – стандарты тренировок были настолько высоки и боевая техника настолько совершенна, что приходилось вводить секретность тренировок из-за большого наплыва желающих заниматься. Требования к учениками~ были исключительно высокими. Человек, называющий себя «постоянным учеником», должен был иметь от 20 до 40 лет боевого стажа. На праздниках воинских искусств встречались чемпионы различных общин и направлений, Бои часто заканчивались смертным исходом одного или обоих участников, так как спортивного каратэ-до в сегоднявшем виде в те времена не существовало. Ученики, которые не выкладывались на тренировках и не пытались достичь максимума своих возможностей, изгонялись из группы на срок не менее двух лет. Если ученик показывал неуважение к учителю или ученику более высокого ранга, то черные пояса насильно брили ему голову и сбривали брови, затем выбрасывали его голым на улицу, где все ученики этого Додзё забрасывали его камнями. Если после двух лет отлучения этот ученик менял свое отношение к правилам группы и просился обратно, для него имелась возможность повторного принятия в члены коллектива. В старые времена в Китае и Японии некоторые патриархи время от времени появлялись в городах во время спортивных праздников. Редко какое представление было таким захватывающим, как это. Патриархи срывали кору с деревьев голыми руками. Проводили жестокие бои на шестах длиной около трех метров. Другие сражались одновременно против нескольких противников. Некоторые голыми кулаками крошили камни. Иногда мелких животных убивали криком, который был достаточно силен, чтобы повергнуть в шок или умертвить. Ката тех времен обладали странной притягательной красотой. Группы людей, числом до пятидесяти человек, одетые в боевые наряды, в масках, вооруженные традиционным оружием, показывали свое искусство под сложные гипнотические ритмы двадцати или более больших барабанов, гонгов и цимбал совместно с таинственными звуками китайских духовых инструментов.В Японии в старые времена тренировки были намного суровее, чем сейчас, Методы тренировок того времени закладывали солидный фундамент физической подготовки и дисциплины. Бамбуковый шест, например, применялся при обучении ударам ногами. Его клали на плечи каждого ученика как коромысло. С каждого края шеста на веревках свисали ведра, наполненные водой. Общий вес устройства составлял около четырнадцати килограммов. Средний вес одного ученика равнялся примерно пятидесяти пяти килограммам. С этим грузом на плечах ученики наносили удары ногами. Ученик, расплескавший воду из-за плохого равновесия, на первый раз вежливо предупреждался, а на следующий – наказывался бамбуковой палкой по спине. Такая суровая дисциплина приносила отличные результаты в виде чувства равновесия и умения наносить удары ногами. Иногда ученики, не имеющие достаточной физической подготовки, теряли во время тренировки сознание. Фактически, некоторые учителя, сторонники жестких методов тренировки, считали потерю сознания ученика критерием для определения уровня нагрузки. Тренировки в летнее время были невыносимы, поскольку температура воздуха часто превышала 38 градусов Цельсия, а отдых не предусматривался. Но обстановка летом считалась комфортной по сравнению с зимними тренировками. Морозная погода и никакого отопления были стандартом бытия. Ученики тренировались на открытом воздухе в снегопад, дождь и грязь, без обуви и в тонком кимоно. Этот аспект тренировки был известен под названием «создание внутренней крепости». Старшие ученики, создавшие такую внутреннюю крепость, казалось, не чувствовали никакого дискомфорта. А жаловаться на зимнюю стужу или летнюю жару считалось невежливым и недостойным делом.Быть учителем каратэ-до в те времена означало уметь правильно соединять кости, вправлять суставы при вывихах, останавливать кровотечение и справляться со многими видами физических и эмоциональных травм. Тренировки были настолько изнурительными, что ученики не планировали какое-либо времяпровождение после них. Масутатсу Ояма говорил:

     «Чтобы тренироваться самоотверженно часами каждый день, человеку необходимо забросить обычные удовольствия и отдых. У него должно быть сильное чувство самоотречения, осознание цели, которое поможет ему в преодолении соблазнов. Человек, чей разум горит желанием научиться всему в выбранном Пути, будет посвящать любую возможную минуту тренировке».

     «...Самоудовлетворённость, даже при значительном успехе, указывает на низкие цели. Хорошие результаты – только миг. После каждого триумфа нужно завоевывать новые вершины. Слава и победы над сильным противником являются только вехами в пути».

    Другой великий мастер каратэ, Масатоси Накаяма, выразился так:

     «Участие в соревнованиях не является единственной целью каратэ-до. Физические тренировки и самозащита также не являются исключительной целью каратэ-до. Все это – составные части каратэ-до. Все это важно для достижения конечной цели каратэ, которая заключается не в победе над другими, а в победе над собой. Пока не преодолеем себя, как можем мы надеяться преодолеть других?»

Завяжи квадратный узел

     Пояс надо завязывать квадратным узлом посередине корпуса. Самая распространенная ошибка – завязать пол-узла, так, что один конец свисает, а другой торчит вверх. В Японии в синтоистской религии это считается символом смерти. Мы здесь даем рекомендации общего характера.

     1. Расположите центр пояса на животе.

    2. Оберните его вокруг талии, перекрещивая сзади ( неважно, какой конец будет сверху) и концы равной длины выведите перед собой.

     3. Наложите правый конец на живот и прижмите его.

     4. Левый конец наложить на правый и обернуть его вокруг всех слоев на животе.

     5. Переверните нижний конец.

     6. Переплетите верхний конец с нижним.

     7. Туго затяните оба конца.

     Пояс должен свободно лежать вокруг бедер и на животе свисать чуть ниже, чем на спине. Другими словами, не завязывайте его высоко на талии, как обычный ремень. Веской причиной для этого может быть то, что, когда ваш соперник хочет ударить в живот, он будет целить выше пояса. В случае контакта чем выше завязан ваш пояс, тем больнее будет удар. Если вы завяжете пояс низко, то сильные нижние и средние мышцы живота лучше смогут выдержать шок, чем солнечное сплетение, а именно туда придется удар, если пояс завязан высоко, Правильно завязанный пояс поможет также помнить, где у вас центр тела, потому что он будет плотнее прижиматься к животу, когда вы напрягаете мышцы.

Одевание кимоно

     Вынув форму из пакета и сняв свою одежду, развернуть и расправить перед собой брюки. Если ваши брюки поддерживаются шнурком, то вы увидите петли впереди. Это первая подсказка: петли для шнурка должны находиться впереди. Если брюки держатся на резинке, у них все равно в пояс будет вшита веревочка. Это подсказка для штанов на резинке: регулирующая веревочка находится впереди.

     1. Наденьте брюки и подтяните пояс, чтобы он удобно прилегал к талии. Если пояс эластичный, то подтяните регулирующие веревочки так, чтобы вам было удобно, потом завяжите на бантик, а концы спрячьте внутрь. Если пояс на шнурках, то с обеих сторон будут висеть веревочки. Возьмите в каждую руку по одной и тяните, пока не подгоните по размеру. Неплохо даже завязать их чуть-чуть туже, потому что они имеют свойство ослабевать в процессе, тренировки.

     2. Подогнав пояс по размеру, пропустите шнурки через петли и завяжите на бантик впереди, по центру.

      3. Свяжите каждый висящий конец бантика с одним из концов шнурка. Благодаря этому узел будет крепче держаться, а концы не будут болтаться под курткой.

Ну а теперь очередь куртки.

     1. Наденьте куртку так же, как и любую рубашку или жакет. Вы увидите, что к куртке прикреплены четыре шнурка, по две с каждой стороны. Они предназначены для того, чтобы удерживать полы закрытыми и не давать им распахиваться во время тренировок.

     2. Запахните правую полу на груди и животе, а левую наложите на нее сверху. Очень важно сделать это именно так, а не наоборот (правая поверх левой), потому что так в Японии одевают покойников перед кремацией, и никому не хотелось бы, чтобы его спутали с мертвецом.

     3. Теперь, чтобы выровнять куртку с обеих сторон, одерните ее справа и слева по краям снизу и завяжите два шнурка справа.

     4. Приподнимите полу куртки слева и завяжите два шнурка слева. Так полы не будут распахиваться. Ну, а теперь вы готовы надеть пояс.

     Как правило, мужчины не надевают маек под куртку, но в этом нет ничего ужасного. Если вы хотели бы носить майку под курткой, вы должны спросить учителя или кого-то из старших, будет ли это приемлемо для данного додзё. Если они дадут добро, вперед! Ну а если нет, улыбнитесь и постарайтесь пережить раз-другой, и вы увидите, что привыкнуть к этому вполне можно. Женщины всегда надевают что-нибудь вниз. Чаще всего это спортивные бюстгалтеры, боди, футболка или что-то в этом роде. Если вас одолевают сомнения по поводу того, что надеть, спросите у других женщин, что носят они. Они с радостью помогут вам.

Складывание кимоно

     После своего первого занятия вы должны узнать, как надо везти форму. Да-да, в каратэ есть правильный и неправильный способ для чего угодно, включая транспортировку формы на и с занятий. Легче всего, и наиболее приемлемо, везти ги (кимоно) и пояс в спортивной сумке. В додзё её называют сумкой для ги. Нельзя сказать, что это правило, просто так бывает. Если вы не хотите носить форму в спортивной сумке, надо научиться правильно складывать ее, чтобы правильно нести. Помните, что каратэ учит быть аккуратным, одержать мысли в .порядке, и быть готовым к возможному нападению. Если вы понесете форму просто как попало повесив ее на руку с болтающимися рукавами и штанинами, то рискуете запутаться во всем этом, если встретитесь с преступником. Поэтому для вашей безопасности и упражнения ума сделайте это так:

     1. ровно сложите куртку пополам;

     2. положите рукава сверху на куртку;

     3. сложенные брюки положите на куртку;

     4. плотно скрутите в ролик брюки и куртку вместе, начиная с воротника.

     Примечание: что касается пояса, здесь есть расхождения по поводу того, как поступать с ним. Одни преподаватели считают, что надо связать скрученную форму поясом. Другие настаивают (и серьезно) на том, что пояс надо складывать внутри.

 

Только единство духа и тела может творить чудеса.

                                                                             Изречение Дзэн

 КИАЙ

 Слово Чи, или Ки, можно перевести как «концентрация» или внутренняя энергия, которая состоит из физической, ментальной и духовной энергий человека и применяется в любой ситуации, где необходимо проявить максимально возможную для человека концентрацию энергии. Это – внезапный взрыв энергии, подобный молнии. Хотя каждый человек обладает внутренней энергией, но она используется им крайне редко и только как результат сильного стресса. Так случайное касание раскаленного предмета заставляет человека отдернуть руку с неожиданной скоростью. У человека, запертого в горящей комнате, проявляется сила, необходимая, чтобы взломать дверь. Каратэка может накапливать и проявлять эту взрывную энергию по своему желанию. Ки имеет такое же отношение к оружию каратэ – ударам руками и ногами, – как порох к пуле. Ее характеристики проявляются в тренировках, когда удары руками и ногами сопровождаются хлопаньем рукава или штанины, подобным хлопанью кнута. Степень громкости указывает на уровень энергии Ки. Невозможно произвести стреляющий звук без взрывной скорости, и термин «нокаутирующий удар» представляет идею концентрации. Развитие Ки не происходит быстро, для этого нужно длительное время. Эта энергия не является статической силой, которую надо освободить, она считается потоком космической силы и энергии, которая постоянно течет через тело человека от Тандена (точка, расположенная на 4 см ниже пупка) к конечностям. Личность, которая осознанно или неосознанно предоставляет своей Ки полную свободу течения, кажется, заряжает воздух вокруг себя электричеством: в тот момент, когда такой человек входит в комнату, его присутствие ощущается динамически, и все головы поворачиваются в его направлении. Этот поток невозможно ограничить подавлением или сдерживанием. Если кто-то осознает наличие такой энергии у себя, то он может направить ее в любую сторону. Результаты осознанного развития концентрации поражают и могут применяться в любой области жизни. Термин Киай – еще одна демонстрация Ки – понятен многим начинающим заниматься каратэ. Это – взрывной выдох в форме громкого пронзительного крика, возникающего в нижней части диафрагмы. Крик производится и момент соприкосновения ударной конечности с целью, освобождая ум ученика от страха и давая ему возможность полностью вложить себя в удар. Киай, развитый до предела, становится оружием сам по себе. Считается, что мастера используют крик Киай, чтобы привести человека в бессознательное состояние, а также оживить внешне безжизненного человека совместно с соответствующими методами физической реанимации Куаису. Существует два аспекта Киай, не относящиеся к слуховому выражению и которые, испытав один раз, не забудешь никогда. Первый называется Киай взгляда или «сила взгляда». Такой Киай состоит из всей энергии Ки человека, испускаемой взглядом. Слова «убийственный взгляд» имеют именно это происхождение. Некоторые мастера каратэ были известны способностью побеждать взглядом. Второй аспект известен как «настоящий Киай», так как он особо важен для всех каратэк. Настоящий Киай состоит из постоянной сильной концентрации при создании железной воли. Такая концентрация волевого усилия приводит ум и тело к такому развитию, что человек способен сделать невозможное, не осознавая этого. Прогресс в каратэ зависит от интенсивности, с которой личность посвящает себя постоянной практике. Реализуя свой потенциал, личность должна исходить только из правильного понимания Киай и в практике каратэ, и в жизни. Гордость и мастерство, приобретенные в этом направлении, служат мотивацией ученику для дальнейшей работы над собой и дальнейшего роста мастерства. Настоящий Киай, или железная воля, – вот при помощи чего каратэка разбивает невероятно прочные предметы руками и ногами. Именно с такой концентрацией воли китайские мастера каратэ могли убивать лошадь и всадника, закованного в металл. Их эффективность была настолько велика, что один удар в сердце лошади невооруженной рукой был смертелен. В Японии недавно умер мастер каратэ, который голыми руками сражался с быками и убивал их, не травмируя себя. Его имя – Масутатсу Ояма, Он стал легендой в создании и использовании энергии Ки и настоящего Киай.

Киай можно характеризовать как специальный крик, испускаемый или для превосходства над противником и даже повержения его в обморок, или для реанимации человека, находящегося без сознания. Буквально Киай означает «единство, союз духа, мысли и воли». Это слово составлено из существительного Ки – «дух» и Ай – сокращения глагола «соединять», «объединять». В итоге Киай представляет собой явление, рожденное состоянием единства духа и тела, которое позволяет высвободиться скрытой силе, одушевляющей все живые существа. Иными словами, это источник энергии, который для своего проявления должен освободиться от всяких сдерживающих факторов. Например, нерешительная мысль, взвешивающая «за» и «против», прежде чем проявить себя, мешает спонтанности выражения Киай и ослабляет его силу. Наоборот, если идея, решение, действие, воля объединены и смешаны, т. е. ничто не стоит между ними, то энергия выбрасывается во всей мощи и первозданной чистоте. Индусы обнаружили во всех живых существах некую своеобразную силу, которую они считали жизненной, или космической энергией – прану. Они утверждают, что основная цель питания и дыхания – накопление и высвобождение этой энергии. Хатха-Йога является практическим методом накопления этой энергии для овладения духом при помощи питания и дыхания. Китайцы продвинулись несколько дальше, утверждая, что, предельно развивая йогу, можно научиться материализовать избыток этой накопленной энергии. Японцы, не заостряя внимания на философских и религиозных аспектах, развивали Киай лишь как средство достижения превосходства над соперником. Углубленное изучение позволяет определить в Киай изначальную энергию, присущую всякому проявлению жизни. Для ее освобождения необходимо сознательное усилие, и именно в этом усилии весь секрет. Сознательным усилием, которое обязательно должно быть добровольным, импульс вызывается наружу из глубины души, где он находится независимо от нашего разума. Автоматическая тренировка не приводит к успеху. Только целенаправленный разумный поиск ведет к успеху в применении энергии Киай. Но это возможно только при чистом сознании и единстве духа и тела – необходимых условиях возникновения и активного использования Киай. Киай может быть психофизиологическим или чисто физиологическим явлением. Даже при воздействии только на психику, Киай вызывает в организме механические процессы, проявляющиеся во временном затруднении речи и движений. Очень восприимчивых и слабых людей Киий может привести к обмороку. Киай – не обычный шум. Это звук, наполненный содержанием и определенным намерением. К решительному настрою, пристальному, полному воли взгляду (как у укротителя, стоящего перед своими хищниками) прибавляется бесспорный эффект неожиданности, производимый на человека громким криком в обстановке, накаленной опасностью, когда тот менее всего ожидает чего-либо подобного. Даже если Киай недостаточно силен, чтобы вызвать обморок, то, воспользовавшись эффектом неожиданности, можно без травм выйти из опасной ситуации. А слова «парализован испугом или неожиданностью» буквально соответствуют психологическому эффекту Киай. К эффектам неожиданности и испуга добавляется и физическое воздействие, пропорциональное интенсивности Киай. При максимальном эффекте этих составляющих обморок неизбежен. Кроме того, Киай может воздействовать только силой звука. Например, человек, находящийся без сознания, не может быть объектом психологического воздействия. Человек же с пораженным зрением может быть травмирован очень сильным Киай, воздействующим на его слуховой аппарат. Короткий интенсивный звук вызывает очень резкое и энергичное сжатие цепочки слуховых косточек в среднем ухе, что вызывает болевое ощущение и тормозящий вегетативный рефлекс, То же происходит на уровне внутреннего уха, причем эффекты, возникающие там, накладываются на предшествующие. Таким образом, интенсивный неожиданный звук в диапазоне диссонансов высоких и низких тонов или в их смеси, действуя на указанные выше части слухового аппарата, способен, понизив артериальное давление и вызвав сбой в сердечном ритме привести к обмороку. Основа произношения Киай – это звук «а», который слегка изменяется каждым индивидуумом, но к которому надо стремиться. Выбирается вариант произношения, который можно воспроизвести с наибольшей легкостью, силой и громкостью без артикуляций, модуляций и каких-либо прибавлений. Киай должен быть очень концентрированным и коротким. Частота колебаний не играет роли, так как ограничена физическими возможностями человека. Звук Киай отличается от обычных звуков интенсивностью и тембром. Он может быть глухим и пронзительным, но иметь одну и ту же частоту. Весь физический секрет Киай заключается в интенсивности и мощности звука, Киай не является модулированным звуком нарастающей интенсивности, с первого мгновения он имеет максимальную интенсивность. Интенсивность звука убывает пропорционально квадрату расстояния до источника звука. Чем ближе исполняется Киай, тем он интенсивнее, а значит, и эффективнее. Благоприятными условиями являются влажный и теплый воздух, неблагоприятными – сухой и холодный. Мощность звука зависит также от наличия других звуков. Поэтому в тишине, во влажной жаркой атмосфере, на коротком расстоянии Киай получает максимум физических условий, благоприятных для его исполнения. Условия для выполнения Киай следующие: легкие полны воздуха, рот закрыт, подбородок подобран, позвоночник прямой и расположен перпендикулярно, ноги чуть согнуты в коленях, мышцы расслаблены. Резко сокращая мышцы живота и открывая рот, следует издать Киай подобно взрыву без всякой предварительной подготовки. Дистанция максимальной эффективности 0,6 – 1,5 метра. При реализации Киай должно происходить что-то похожее на оседание торса в самого себя, а ноги слегка сгибаются в коленях. Сокращение мышц живота производит давление на диафрагму снизу вверх и с силой выталкивает воздух из легких. Если рот остается закрытым, эффект оказывается обратным: воздух удерживает диафрагму на месте, и внутренности, не имея возможности подняться, опускаются. Центр тяжести тела опускается примерно на 12 см, что резко увеличивает устойчивость. Киай можно применять и в Куатсу (восточные методы реанимации), причем одновременно с одним из приемов Куатсу или в качестве самого Куатсу. Киай, используемый вместе с каким-либо приемом Куатсу, имеет целью сконцентрировать усилия и объединить лечебный эффект совместных действий. Удар, выполненный с Киай, будь то в бою или при применении Куатсу, приобретает большую силу и эффективность. Но на этом функции Киай не заканчиваются. Если он достаточно мощен, то не только усилит удар, но и подействует сам по себе как психологическое и психофизиологическое средство. В качестве приема реанимации Киай должен обладать особым качеством, чтобы вызвать оживление физиологических процессов. Психологическое воздействие в данном случае не сработает, так как человек находится без сознания. Поэтому необходимо воздействовать на органы слуха. Если для потери сознания от Киай необходимо понизить артериальное давление и замедлить сердечный ритм, то в Куатсу – наоборот, Киай действует как ускоритель частоты сердечных сокращений и стимулятор артериального давления и дыхательных функций. Применение тех же средств приводит к противоположным результатам. Но в данном случае звук Киай отличается тоном. Здесь используются консонансы высоких и пронзительных тонов, чистые звуки, которые при достаточно высокой интенсивности вызывают возбуждение и ускорение функций дыхательных органов и сердца. Но и этот Киай – другой по тону и противоположный по результату – имеет ту же природу.

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz