Е Д И Н С Т В О   И   В З А И М О С В Я З Ь «КИХОН – КАТА – КУМИТЭ»

     Процесс изучения, отработки и дальнейшей шлифовки технических приемов в различных видах единоборств продолжается постоянно, на протяжении всей жизни, начиная с момента знакомства с избранным направлением. Это положение верно лишь при условии серьёзного, глубокого изучения предмета. Интенсивный тренинг тела является важнейшим фактором, формирующим в течение длительного времени характер с определенными заданными параметрами, такими, как собранность, целеустремленность, твёрдость, обостренным вниманием к окружающему и т.д. И все это, в конце концов, приводит к развитию и совершенствованию интуитивных начал у адепта, что относится уже к сфере духовной. А самое главное, что дает этот процесс – это внутреннюю опору личности, делает человека самодостаточным в среде обитания, значительно уменьшая зависимость от внешних факторов и привязанностей в лице кумиров, знаменитостей и пр., поскольку происходит смещение акцентов внимания с внешних объектов на внутренние, открывая обширное пространство для самосовершенствования. Классическими составляющими тренинга практически во всех стилях каратэ-до считаются: КИХОН (или «основная техника»), КАТА («форма» или формальные упражнения) и КУМИТЭ (или спарринг в различных версиях). В каратэ нового времени эти три элемента тренинга составляют неразрывное единство и подразумевают теснейшую взаимосвязь. Поскольку каратэ формировалось на протяжении многих столетий как боевое искусство, подразумевавшее конечной целью умение вести бой с живым противником, то было бы естественно предположить, что бой (или КУМИТЭ) – первично по значимости в системе тренинга, а КАТА и КИХОН носят подчиненный, вспомогательный характер. Иными словами, исторически КАТА и КИХОН формировались как средство и метод обучения КУМИТЭ. Основной целью КИХОНА является отработка связей РАЗУМ – ТЕЛО, когда сначала малопослушное тело со временем подчиняется разуму, а затем, уже ставка делается на выработку устойчивого двигательного навыка, позволяющего выполнять любое действие автоматически, на уровне рефлекса. Рефлекс же полностью исключает участие сознания в движении. Средством при этом служит отработка технических приемов со многими условностями и формальностями. Основная цель практики КАТА – это совершенствование психологических характеристик, психический самоконтроль через реализацию достигнутого в КИХОНЕ.

Наконец, практика КУМИТЭ помогает укрепить ДУХ через реализацию техники, глубокое осознание важнейших моментов в КАТА во взаимодействии с соперником или противником. Таким образом просматривается четкая взаимосвязь чисто технических аспектов системы тренинга КИХОН – КАТА – КУМИТЭ и сугубо индивидуальных, личностных характеристик – ТЕЛО – РАЗУМ – ДУХ. Поэтому рассматривать эти составные части по отдельности, вне единой системы было бы неверно. К сожалению, очень часто многими приверженцами каратэ-до триединство КИХОН – КАТА – КУМИТЭ рассматривается как абсолютно самостоятельные части, не имеющие связей и независимые друг от друга. Известно, что в Европе, например, существует практика создания спортивных клубов каратэ-до, практикующих только КАТА и ничего более. Разумеется, ничего «криминального» в этом нет, если рассматривать подобную практику как физкультурно-оздоровительную деятельность на тему каратэ-до.

     Техника – ничто без духа. Демонстрация атлетом своей силы в упражнениях на разламывание – ничто по сравнению с тем же результатом, достигнутым человеком внешне хилым, так как в этом случае приходится признать, что кроме простой физической силы, бывает что-то ещё. Неправы те, кто утверждает, что это учение о тесной взаимозависимости тела и духа слишком связано с духовностью Востока, чтобы его могли освоить другие народы, многих жителей Запада привлекает именно этот аспект. Для этих людей подлинная цель, единственная, ради которой стоит трудиться – это победа над самим собой, над своим страхом и тщеславием, над своей молочностью и нетерпимостью к другим. Каратэ тогда становится настоящим образом жизни, направленным на полное раскрытие личности – физическое и духовное. Правда такое каратэ не зрелищно и сначала неинтересно: оно требует времени, практики, и даже возраста; нужно тренироваться с увлечением, избегать публичных представлений и официальных соревнований и вдохновляться примером старых мастеров Будо, история которых дошла до нас в многочисленных притчах.

     Кумитэ-Сиай

      («куми» — встреча, «тэ» — рука) - это пробный камень, позволяющий каждому каратэ-ка определить свой технический и ментальный уровень. Всякий страх, всякое колебание, всякая нерешительность при выполнении техники незамедлительно наказываются действиями противника; в учебном бою он проникает сквозь защиту, в соревнованиях он фиксирует возможность контакта. Кумитэ позволяет сохранять связь с реальностью и придаёт истинную цену практическим тренировкам, которые являются целью основных занятий и без этого логического завершения оставались бы просто красивыми движениями. Каж­дое движение атаки или защиты, даже изученное отдельно (в форме кихон), обретает новое значение, будучи использовано по отношению к противнику: форма выполнения будет совершеннее, скорость - выше, кимэ - глубже, дух - решительнее. Только тогда техника становится действительно эффективной, причем, в применении к каждому другому партнёру она требует нового уточнения деталей и последовательности действий в зависимости от конституции и технического уровня этого партнёра. Кумитэ - это ещё и увлекательнейшая форма тренировки, в ко­торой одно действие не позволяет добиться победы, поскольку бой - это противостояние двух духов, каждый из которых заряжен волей про­тивостояния, причём тот кто сильнее психологически, имеет больше шансов одержать победу.

     Ката и кумитэ подобны колесам двуколки. Ката занимают­ся для того, чтобы изучить технику атаки и обороны, а также дви­жение тела; в этом виде тренировки противник существует только в воображении. В кумитэ, другом виде тренировки, два человека встречаются лицом к лицу и демонстрируют приемы. Таким образом, кумитэ можно рассматривать как практическое использование основных приемов, изученных в ката, в некото­ром роде - спарринг.

     В прошлом на Окинаве каратэ базировалось почти исключи­тельно на ката. Очень редко случалось, чтобы сила удара ру­кой или блока измерялась тем, что называлось какеда-меши.

      С распространением каратэ в Японии кумитэ постепенно ста­ло популярным среди молодежи и неизбежно подверглось вли­янию японских боевых искусств. Базовое кумитэ, которое вошло в практику в конце 20-х годов прошлого столетия, было изучено и усовершенствовано, развившись в джию кумитэ (свободный спарринг). Мастер Г. Ямагути, основатель стилевой организации ГОДЗЮКАЙ в 1935 г., впервые разработал и ввел в практику обучения новую форму «произвольного» учебного боя ДЖИЮ-КУМИТЭ. Примерно в это же время другой великий мастер, ученик и соратник Г. Фунакоси Хиронори Оцука, основатель стиля ВАДО-РЮ, также разработал и ввёл в процесс обучения сходную форму свободного спарринга. До этого практиковать спарринг считалось делом почти неприличным, поскольку древний принцип ОКИНАВА-ТЭ гласил: «Поднял кулак – убей!», а значит, если стал лицом к лицу с противником в поединке, то должен либо победить, либо умереть - другой альтернативы не было. Потому-то в древности изучали каратэ почти всегда в одиночку, тайно, чтобы никто не мог видеть последовательности приемов атак и защиты. И секретные связки передавались по наследству только лишь ближайшим ученикам, или даже одному ученику. Этим можно объяснить, почему на весьма ограниченной территории, какой был остров Окинава, существовали три различных направления ОКИНАВА-ТЭ, а некоторые формальные упражнения в СЮРИ- ТЭ, например, не были известны в округе Томари.

    Сегодня кумитэ органично вошло в тренировочный процесс.

     Поскольку кумитэ вошло в практику только после распро­странения каратэ в Японии, оно является относительно новым аспектом этого искусства самообороны. Таким образом, как наши предшественники считали своей основной задачей совер­шенствование ката, так задачей современного каратэ-ка явля­ется развитие кумитэ до такого же высокого уровня, как и ката.

     Существует три вида кумитэ: базовое кумитэ, иппон кумитэ и джию кумитэ.

     Базовое кумитэ позволяет освоить основные приемы с уче­том индивидуальных способностей.

     Иппон кумитэ позволяет освоить атакующие и оборонитель­ные действия, технику передвижений и понимание мааи (дис­танции).

     В джию кумитэ действия противников не обговариваются заранее. Партнерам разрешается свободно использовать их духовные и физические силы, но с условием строгого контро­ля ударов руками и ногами. Фактически контакт запрещен, поэтому удар должен быть остановлен в непосредственной близости от жизненно важной точки. Хорошо тренированный каратист делает это без особого труда, независимо от мощно­сти проводимого приема.

     Джию кумитэ очень зрелищно, возможно, потому, что прово­дится как настоящий бой не на жизнь, а на смерть. Однако новички, познавшие только поверхностные аспекты каратэ, за­частую работают руками и ногами чисто механически, их спар­ринг похож на бой петухов или становится бесконтрольным.

     Без понимания мааи, кузуши, каке, цукури и стратегии боя нельзя заниматься джию кумитэ. (Фактически многое в этих аспектах еще не изучено и развитие этих направлений - за­дача будущего.) Не следует переходить к джию кумитэ, пока не будет освоено базовое кумитэ и иппон кумитэ.

     Нельзя подменить практику ката практикой кумитэ, поскольку ката были и остаются самым важным и существенным элемен­том каратэ.

 

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ

Значение кумитэ

     Кумитэ - это метод тренировки, при котором атакующие и оборонительные приемы, изученные в ката, находят свое прак­тическое воплощение. Соперники находятся лицом к лицу. Важность ката для кумитэ невозможно переоценить. Если приемы применяются неестественно или с трудом, то равно­весие будет нарушено. И если приемы в ката выполняются беспорядочно, то вряд ли можно ожидать какого-либо про­гресса в кумитэ. Другими словами, совершенствование в кумитэ напрямую зависит от совершенствования в ката; они идут вме­сте как рука в перчатке. Ошибочно делать акцент на одном за счет другого. Об этом никогда не надо забывать, занимаясь ку­митэ.

Виды кумитэ

     Базовое кумитэ, джию иппон кумитэ и джию кумитэ являются тремя видами кумитэ.

Базовое кумитэ

     В этой наиболее простой форме кумитэ соперники распола­гаются на установленной дистанции друг от друга и заранее определяют цель атаки. Затем они попеременно практикуют­ся в атаке и блокировании. Это может быть одна атака и блок - иппон кумитэ — или серия из пяти ударов - гохон кумитэ (или из трех - самбон кумитэ).

Гохон кцмитэ

     В этом виде спарринга отрабатывается точность и сила уда­ров руками, блоков, а также параллельно с тренировкой пере­движения стоп. Может называться самбон кумитэ.

Базовое иппон кумитэ

     Направление удара предварительно обговаривается, и парт­неры по очереди атакуют и защищаются. Целью является изу­чение атакующих и оборонительных приемов, освоение дистан­ции. Это можно назвать базовым ката спарринга. При внезапной атаке блок должен быть точным и сильным. Постепенно обороняющийся должен научиться блокировать атаку и контратаковать одновременно. Блок может быть болез­ненным, но это не может служить поводом для беспорядочно­го спарринга, который может привести к травмам.

Джию иппон кумитэ

     Целью данного вида кумитэ является развитие чувства ди­станции, совершенствование блокирующих и атакующих дей­ствий, передвижений, а также нанесение завершающего удара. Здесь в большом количестве могут быть продемонстрированы приемы, встречающиеся в одном ката. Один из партнеров, объявив уровень удара, атакует внезапно с большой силой. Другой партнер блокирует и контратакует. Оба партнера могут свободно демонстрировать все приемы, которыми владеют. Оба партнера должны быть хорошо тренированы и высокой квалификации, поскольку это очень похоже на настоящий по­единок. Нельзя давать второй попытки: единственная атака или блок, и все. Это главная цель в тренировке каратэ и подготовительная стадия для джию кумитэ.

Джию кумитэ

     Хотя предварительной договоренности нет и оба партнера, как ожидается, должны проявить максимум своих духовных и физических способностей, реальные удары запрещены. Блоки, удары руками и ногами должны останавливаться, не касаясь цели, поскольку руки и ноги хорошо тренированного карати­ста очень опасны и могут нанести серьезные травмы. Только очень хорошо тренированные каратисты могут практиковать этот вид кумитэ. Минору Мията из сво­его многолетнего опыта вынес ясный, чёткий взгляд на джию иппон кумитэ и джию кумитэ. Поскольку он был чело­веком, чьи способности высоко ценились другими мы хотели бы процитировать его. «Методика иппон джию кумитэ такова. Оба соперника при­нимают камаэ свободно на произвольной дистанции. (Камаэ - специфическое положение главным образом торса и рук.) Объявляя свою цель, атакующий проводит решительную атаку. Блокирующий защищается, используя любые приемы, которы­ми он хорошо владеет, и сразу же контратакует. Это трениро­вочное кумитэ, целью которого является введение в реальную практику приемов атаки и защиты. Это джиссен (реальный бой) кумитэ.

     Таким образом, атакующий, оценивая мааи и кокюу (дыха­ние), применяя обманные движения и т. п., старается воспользоваться любым раскрытием соперника и, хорошо рассчитывая время, развить свою атакующую мощь. Блокирующий, выдвига­ясь вперед, отступая или выполняя таи-сабаки влево или впра­во, применяет приемы в любом направлении и контратакует. Поскольку джию иппон кумитэ включает в себя атаку и защи­ту по всем направлениям, кокюу, мааи, таи-сабаки, перемеще­ние центра тяжести, блок-атаку на одном дыхании, оно является чрезвычайно важным методом оттачивания приемов. Вот что следует понимать под джию кумитэ. Если же после атаки нападающий обманывает блокирующего и продолжает атаковать или если он атакует без предупреждения, обращая контратаку блокирующего против него, то такой тренировоч­ный метод становится уже джию кумитэ. Этот подготовитель­ный шаг к джию кумитэ требует большого мастерства и пото­му не может быть рекомендован начинающим, чьи приемы на­рушатся или станут неэффективными. Этот метод хорош только для мастеров для развития правильной оценки ситуации, шес­того чувства при атаке и защите. В последнее время наблюдается тенденция преждевремен­ного перехода к джию кумитэ, и результат этого - кимэ, те­ряющее интенсивность и мощь - виден весьма часто, посколь­ку участникам состязаний недостает достаточной тренирован­ности в базовой технике и ката. Данный подход ошибочен, но я наблюдаю его распространение. Чтобы исправить это поло­жение, совершенно необходимо вместо работы с джию иппон кумитэ как подготовительной ступени к джию кумитэ, прежде всего отшлифовать базовые приемы один за одним и одно­временно совершенствовать мааи, кокюу, таи-сабаки и т. д. Только тогда иппон кумитэ может стать переходом к джию кумитэ. Для подготовки к бою без предварительных условий в дзю­до существует рандори, а в каратэ-до - джию кумитэ. При­менение некоторых приемов в определенные части тела зап­рещено. С учетом этого - это свободная форма джиссен. В давние времена, когда приемы держались в секрете и от­рабатывались индивидуально, ката были основой тренировки и имели огромное значение. Современное каратэ-до также ос­ваивается через ката. Что касается кумитэ, базовое регламен­тированное кумитэ было формой тренировки с довольно дав­него времени, но только с расцветом каратэ в университетах и других местах в конце 20-х- годов нашего века было введе­но в практику джию кумитэ. Стала популярной тренировка в гохон кумитэ, а это привело к развитию шицен (реальному) и джию (свободному) кумитэ. Джию кумитэ впервые появилось официально в показательной программе в 1936 году во вре­мя турнира, проводимого в ознаменование образования Япон­ской студенческой федерации каратэ. По сравнению с дзюдо и кендо это было позднее начало, и в связи с неизбежным развитием спортивного каратэ должны быть проведены более глубокие исследования в джию кумитэ.

     Основное, что отрабатывается в джию кумитэ, это камаэката, тачиката, ме но цукеката, мааи и ваза о ходокосу коки.

     1.  Камаэката, специфическое положение тела, особенно его верхней части.

     Камаэката должно быть таким, чтобы атака или защита мог­ли осуществляться в любом направлении. Расположив торс в ханми, станьте прямо, но с ощущением легкого опускания бедер. Держите голову правильно, не наклоняя ее вперед или назад, влево или вправо. Передняя рука, слегка согнутая в локте и за­щищающая бок вашего корпуса, должна быть нацелена на точ­ку между носом и верхней губой соперника. Задняя рука долж­на быть согнута и располагаться возле области солнечного спле­тения. В этой стойке следует избегать излишнего напряжения в локтях и подложечной ямке. Это и есть положение готовности с центром тяжести в его естественном положении.

     2.  Тачиката, стойка

     Встаньте легко, ступни немного повернуты вовнутрь и чуть ближе друг к другу, чем в передней или задней стойке. Согни­те слегка колени, а вес тела распределите равномерно на обе ноги. Напряжение должно удерживаться в ступнях и пальцах ног, а пятки следует держать от поверхности пола на толщину листа бумаги. Стойте легко, сохраняя хладнокровие.

     3.  Me но цукеката, направление взгляда

     Если вы приковываете свой взгляд к лицу соперника, вы те­ряете из виду все остальное. Когда вы следите за его ударом ногой, вы не видите его верхней части корпуса. Вы должны видеть соперника целиком, с макушки до пят. Чтобы правиль­но оценить его, смотрите на него как если бы смотрели на удаленный от вас объект.

     4.  Мааи, дистанция

      Находясь лицом к лицу с противником, наибольшую важность в стратегии боя приобретает выбор дистанции. С практической точки зрения, мааи - это расстояние, с которого можно сде­лать один шаг вперед, нанести решающий удар рукой или но­гой, и наоборот, это расстояние, с которого можно, уйдя на шаг назад, защититься от атаки.

     Мааи варьирует в большей или меньшей степени в зависи­мости от индивидуальных физических и технических возмож­ностей, но в идеале это означает удерживание соперника на соответствующем расстоянии, не теряя контакта с ним. Дистан­ция имеет важное значение в определении победы или пора­жения, поэтому очень важно изучать ее и овладевать достиже­нием выгодной мааи.

     5.  Ваза о ходокосо коки, психологический аспект выполне­ния приема.

     Проводите ли вы атаку, беря инициативу на себя (сен но сен) или перехватывая инициативу (го но сен), выполнение приема не будет иметь эффекта до тех пор, пока вы не воспользуетесь раскрытием соперника. Раскрытие может быть трех видов: психологическое в камаэ или в действиях. Следующие замечания касаются последнего.

     A.  В начале атаки соперника. Когда соперник, увидев брешь в вашей защите, начинает свое движение, атакуйте его сразу же, без промедления. Он будет занят атакой, и его защита будет слабой. В этот краткий миг можно легко найти брешь в его защите.

     Б. В момент атаки. Когда вы атакованы или когда идет се­рия атак, которые вы блокируете, и стратегические цели сопер­ника истощаются, а приемы заканчиваются, атакуйте сами.

     B.  Когда разум неподвижен. В боевых искусствах существуют строгие правила: не быть застигнутым врасплох, не сомневать­ся, не колебаться. Если в момент нависшей угрозы удара рукой или ногой вы охвачены сомнением или дрогнули перед боевым духом соперника, то вы будете колебаться при проведении собственной атаки, ваше тело станет закрепощенным и появится ментальное раскрытие. В этот момент вы станете удобным объектом для внезапной успешной атаки противника.

     Г. Создание бреши (раскрытие). Когда оба противника хо­рошо закрыты, можно провести финт, чтобы сбить соперника с толку. Например, отвлекающий маневр стопой может привлечь его внимание к ногам, создавая возможность для атаки верх­ней части корпуса противника. Есть множество способов таких маневров руками или ногами, но если вы проделываете их неуклюже, то сами раскроетесь. В реальной обстановке вы должны хорошо контролировать свою силу и наносить удары рукой или ногой с полной сосредоточенностью. Одним из та­ких способов может быть серия приемов, не оставляющих со­пернику шанса для контратаки. Затем, когда его положение разрушено и появилась брешь в защите, немедленно проводите решительную атаку.

     Вышеперечисленные моменты следует тщательно изучить, занимаясь джию кумитэ. Хотя я и повторяюсь, но скажу сно­ва, что в джию кумитэ выполнение приемов часто принимает беспорядочный характер. Поэтому тренировка должна быть связана с ката иппон джию кумитэ и т. д. и большое внимание должно уделяться серьезному изучению базовой техники и овладению прочными техническими навыками прежде всего».

Цель тренировки кумитэ

     Каждый каратэка отрабатывает определенный вид кумитэ в соответствии со своим уровнем. Следовательно, необходимо чётко понимать отличительные особенности различных видов кумитэ и отрабатывать их, ясно понимая цели тренировки.

     Гохон кумитэ (или санбон кумитэ)

     1.  Цель - овладеть основными приемами атаки и защи­ты. Это означает изучение и совершенствование точных уда­ров руками, ногами и блоков, наработка передвижении в стой­ках (унсоку).

     2.  Более опытные ученики должны также овладеть бло­ками, таи-сабаки и атакой с максимальной скоростью.

Кихон иппон

     1.  Приобрести навыки мощных контрдействий на основе базовой техники.

      2.  Изучить связь между блоками и завершающим дей­ствием.

     3. Изучить, с какого расстояния, мааи, можно провести ата­ку и на каком расстоянии от противника блок может стать решающей контратакой.

     4.  Говоря о дистанции и положении корпуса в момент блока, необходимо развивать мгновенную оценку возможности быстрой контратаки, выбирая подходящий завершающий при­ем (кимэ-ваза).

     5.  Овладеть расчетом времени блокирования. Это озна­чает видеть все движения соперника досконально, выжидая до последнего момента, и блокировать быстро и резко.

     6.  Изучить, как наиболее рационально использовать раз­личные стойки при блокировании.

Джию иппон

     1.  Это переходная ступень к джию кумитэ, поэтому выс­шие цели каратэ-до — гошин, джиссен; самозащита, 'реальный поединок — должны ясно осознаваться и тренировка долж­на быть очень серьезной.

     2.  Это отработка атакующих и оборонительных действий с выбором дистанции по своему усмотрению. Цель — при­обрести навыки решающего блока на одном дыхании (ичи-бюоши).

     3.  Научиться эффективно использовать случайность, пусть даже она представляется один раз.

    4. Овладеть способами эффективной контратаки, мощны­ми решающими приемами, сменой приемов, перемещениями и  таи-сабаки.

Джию кумитэ

     1. Изучить и овладеть такими приемами, как установление оптимального мааи, претерпевающего бесконечные изменения;

      принуждение соперника занять мааи, удобную для вас, и пой­мать его в ловушку во время отражения его атаки.

     2.  Изучить каке и кузуши.

     3.  Научиться тому, как воспользоваться случайностью.

    4.  Отработать смену приемов и серии приемов.

    5.  Овладеть секретом перехода от защиты к атаке.

    6.  Научиться перехвату инициативы (го но сен).

     7.  Научиться брать на себя инициативу (сен но сен).

     8.  Научиться оценивать ситуацию, например, различать го­товность и неподготовленность, отличать правду от обмана.

     9.  Изучить серии приемов и таи-сабаки.

     10. Полностью раскрыть свои возможности. Посвятите себя целиком серьезному обучению и тренировке.

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  МАСТЕРОВ  ПО  ОТРАБОТКЕ  КУМИТЭ

ПОДГОТОВКА  К  ПОЕДИНКУ

Понятие тренировки

     От тех, кто овладел духом будо (боевых искусств), из по­коления в поколение передаются определенные секрет­ные принципы. Я представляю здесь подборку из этих трудов, которые служат руководством в тренировке кумитэ. Их прак­тическое приложение в решении вопроса о победе или пора­жении не является их единственной целью, через них нужно войти в соприкосновение с духом боевых искусств и оценить себя. А затем остается только постоянно и усердно заниматься каратэ-до.

Положение начинающего

     Начинающий, постепенно накапливая опыт, достигает выс­шего уровня. А затем вновь становится начинающим. Это верно в отношении военного искусства. Начинающий не знает ни как держать меч, ни как принимать стойку. Его разум не присутствует в теле. Если его атакуют, он отвечает, но у него нет плана действий, т. е. стратегии. По мере того как тело осваивает приемы и положения, их применение и стратегию боя, разум начинающего не может сосредоточиться. Пытаясь нанести удар, он колеблется и становится закрепо­щенным. Однако по прошествии месяцев и лет тренировок приемы и стойки начинают выполняться без сознательных усилий. Это вновь положение начинающего. Независимо от препятствий становятся возможными нужные в данный момент движения.

                                                                                                Такуан Зенджи, Фудо чишин мюороку

 

 

Кейко но мокутеки                                                                                       Цель тренировки

 

     Главная цель тренировки - это полностью приспособить тело к основным приемам. Тогда в реальном поединке точ­ные приемы и движения будут выполняться без сознательных усилий.

                                                                                                Ягюу Муненори, Хейхока деншо

 

           Татакаи но Ётеи                                                                         Главные моменты поединка

     Кокоро ва карада ни цурезу Дух и тело: ни одно, ни другое карада а кокоро ни цурезу  не должно главенствовать

     Как в повседневной жизни, так и в поединке дух должен оставаться неизменным. Никогда нельзя ослаблять свое вни­мание, а стойку - принимать опрометчиво. Следует держать дух открытым и судить без предубеждения. Следите за тем, чтобы ваш дух не останавливался на чем-то одном, а плав­но перемещался от одного предмета к другому.

     Когда тело спокойно, дух не должен быть в покое, когда тело движется энергично, дух должен находиться в покое. Тело не должно влачиться за духом, а дух - за телом. Все­гда, даже занимая положение осторожно, двигайтесь реши­тельно.

      Обогащая свой дух, не оставляйте в нем пустых мыслей. Оставаясь внешне мягким, в глубине своей души оставайтесь сильным. Никогда не допускайте других проникать в ваши реальные намерения.

                                                                                              Миямото Мусаши, Горин но шо

             И о мотте теки ни гасши                                           Встречать противника с достоинст-

            сей о мотте теки ни катсу                                        вом, побеждать силой

     Независимо от обстоятельств, необходимо сохранять свое достоинство. Готовиться к встрече с противником нужно спо­койно и смело. Не поддаваться его движениям называется достоинством. Противник может быть взят под контроль без единого движения.

     Одоление противника с помощью собственных движе­ний - это сила. Внутри спокойного достоинства прячутся ты­сячи перемен. Движение силы может справиться с десятью тысячами перемен. По существу, достоинство и сила - это одно и то же.

                                                                                  Котода Яхеи,Иттосаи сенсеи кемпо шо

 

Теки ни ётте тенкасейо                                                                        Встреча противника

     Сделайте приемы и тактику, которые пытается применять противник, вашими собственными. Сила против силы, гибкость против гибкости. Если он бьет - блокируйте, если он бло­кирует - отходите. Говорят, что в ответах на действия противника существует бесконечное множество вариантов. Отвечайте на обычные атакующие тактические действия подобными, на неожиданную атаку - неожиданной атакой. Даже если у вас есть возможность сражаться с помощью обычной тактики, применяйте неожиданные действия. Или, притворившись, что готовите неожиданную атаку, перейдите к обычной тактике.

     Это совершенно противоположно тому, что описано как обычный способ ведения поединка: если методы соперника обычны, применяйте необычные; если он применяет неожи­данность - отвечайте обычными методами. Секрет неожи­данности по сравнению с обычными методами и их взаимо­связь является, вероятно, одной из тонкостей поединка.

                                                                                             Котода Яхеи,Иттосаисенсеи кемпо шо

Камаэ                                                                                                                            Стойка

Камаюру то омовазу киру                                                                    Не заботясь о камаэ,

кото нари то омоубеши                                                                       думать об ударе

     Говорят, что секрет искусства ведения боя заключается в совершенстве чудан-камаэ. Или, что самое лучшее, занять одно из пяти положений - дзёдан, чудан, гедан, миги ваки (правосторонняя стойка), хидари ваки (левосторонняя стой­ка) — в зависимости от момента и противника.

     В то время, как стойки можно разделить на пять видов, цель остается одна. Какой бы ни была стойка, она не явля­ется целью самой по себе; цель - поразить соперника. Бло­кирование меча противника, нанесение ему ударов — это все средства для достижения цели. Нельзя смешивать средства и цель.

                                                                                                 Миямото Мусаши, Горин но шо

 

Камаэ атте камаэ наши                                                                    Камаэ есть, камаэ нет

     Снизьте слегка дзёдан камаэ, и он перейдет в чудан. Под­нимите слегка чудан при необходимости, и он перейдет в дзё~ дан. Поднимите немного гедан в соответствии с обстоятель­ствами, и он перейдет в чудан. Если того требует ситуация, то легкий поворот к центру изменит миги Ваки или хидари Ваки на чудан или гедан.

                                                                                                              Миямото Мусаши, Горин но шо

 

Me но Кубари                                                                                                Использование глаз

Хейхо но мецуки                                                                                           Глаза в бою

 

Важно охватывать глазами все сразу, глядя широко и глу­боко.

В видении вещей присутствуют кан и кем. Проникновение в суть вещей - это кан; видение поверхностных феноме­нов - это кен.

Точно оценить удаленные условия и верно ухватить при­роду ближайших феноменов является секретным принципом искусства боя. Секрет успеха заключается в том, чтобы знать о мече врага, не глядя на него, конкретно оценить его харак­тер и не поддаться на его движения.

Жизненно важно действовать в обе стороны (влево и вправо) не вращая глазами. Овладеть этим непросто.

                                                                                                           Миямото Мусаши, Горин но шо

Ма - Выбор дистанции

Кокоро ни ма о томезу                                                     Дух и дистанция: они не должны

ма ни кокоро о томезу                                                     мешать друг другу

     Ма (дистанция) - это ключ к победе. Однако, если вы вступаете в поединок на хорошей дистанции, естественно, что и ваш противник поступит так же.

    В нашем стиле ведения боя расчет ма - это не просто аспекты дистанции и расположения, но извлечение выгоды из связи энергии и мощи с ритмом изменений дистанции. Не об­ращая внимания на грозящие опасности, используйте любое раскрытие соперника без колебаний и вырывайте инициати­ву в смертельной схватке. Если ваши мысли заняты ма, сво­бода движений невозможна. Если ваши мысли не заняты ма, то правильный выбор дистанции будет обеспечен.

     Когда ни ма, ни ваш дух, т. е. мысли, не мешают друг другу, то все из­менения в вашем положении происходят естественно и до­стигается их бессознательное выполнение.

     Ма - это не просто разница между близко и далеко; ви­деть все последствия изменения дистанции, не позволять со­пернику овладеть инициативой, всегда владеть преимуществом и вести бой - вот кардинальные моменты ма в реальности.

                                                                                  Котода Яхеи, Иттосаисенсеи кемпо шо

 

     Чансу о Икасу                                                                         

Полное использование случая

Као мо агесасезу учи ни утте                                                  Бить, не давая  сопернику поднять голову

     Не вдаваясь в размышления о том, возможно или нет сра­зить соперника одним ударом, наступайте безостановочно, не давая ему поднять голову. Случаи, предоставляющиеся для победы, редки. Чтобы не упустить свой шанс, чтобы победить наверняка, непрерывно наносите удары, пока соперник не бу­дет разбит и физически и морально.

                                                                                                          Ягюу Муненори, Хейхока деншо

     Семенами                                                                   Атака

     Мунен мусо но учи Удар свободный от мыслей и идей Противник готовится нанести удар. Вы готовы нанести удар. Ваше тело приводится в состояние удара. Ваши мыс­ли концентрируются на ударе. Ваша рука находится в самом естественном положении. С ускорением, огромной силой, скоростью делается удар. Это самый важный, мунен мусо (свободный от всех идей и мыслей), удар. Для достижения этого надо тренироваться до изнеможения.

                                                                                                          Миямото Мусаши, Горин но шо

Секка но атари                                                                                                    Удар-молния

     Удар-молния заключается в следующем. Когда меч врага и ваш меч вот-вот коснутся друг друга, не поднимая свой меч ни на йоту, выступайте вперед с максимальной силой. Силь­ные ноги, сильное тело, сильные руки - эти три силы долж­ны быть объединены и удар проведен с быстротой. Этого невозможно достичь без настойчивой тренировки.

                                                                                                            Миямото Мусаши, Горин но шо

    Хюоши                                                                          Ритм

Хюоши о кокороэте  шори о цукаму
                                                                                      Поймешь ритм добудешь победу

     Ритм присутствует во всем. Музыка и танец имеют свои гармоничные и мягкие ритмы. В боевых искусствах, в стрельбе из лука, в стрельбе, в верховой езде - во всем есть ритм и синхронность. Нельзя игнорировать ритм искусств и техни­ки, и особенно нужно овладевать ритмом через тренировку в боевых искусствах.

     Ритмы боевого искусства разнообразны. Прежде всего необходимо делать различие между приемлемыми ритмами и теми, которые не подходят в данный момент. Необходимо также научиться распознавать среди больших и малых, быс­трых и медленных ритмов те, что отвечают вашим целям. Самый важный момент - знать ритмы выбора дистанции и своего соперника. Особенно если вы еще не овладели об­ратным ритмом. Значит, вы еще на полпути в своих трениров­ках.

     В бою узнайте ритм соперника, применяйте ритм, который он не может принять, нарушайте его ритм и побеждайте.

                                                                                                           Миямото Мусаши, Горин но шо

 

Хюоши о курувасете катсу                                                Разрушьте ритм, побеждайте

     Если противник использует свой меч с большим ритмом, примените малый ритм. Встречайте его малый ритм большим. Очень важно понимать, как сделать свой ритм отличным от ритма действий соперника; поскольку, если ритмы совпада­ют, ему легче будет применить свое оружие. Секрет поедин­ка заключается в том, чтобы, намеренно разрушая ритм и темп соперника, одержать победу.

                       Ягюу Муненори, Хейхока деншо

     Меч и Дзэн-одно и то же

     Боевые искусства и Дзэн имеют много общего. Основное, что их объединяет, - это неприятие и даже запрещение при­вязанности к вещам. Они отмечают огромную важность это­го момента. Вне зависимости от того, как вы можете приме­нять приемы, усвоенные вами тайно, вы не сможете победить, если ваш разум, ваши мысли привязаны к самим приемам. В тренировке огромную важность имеет то, чтобы ваши мысли не были зафиксированы, привязаны к движениям соперника или вашим собственным, к удару или блоку.

                                                                                                          Ягоу Муненори, Хейхока деншо

     Реальный удар

     Нанесение реального удара отличается от спортивного на­бора очков. Выполняя любой удар, вы должны сначала ре­шить, как это сделать, а затем выполнить его по-настоящему.

     Набор очков это только набор очков, даже если при этом при­лагается сила, способная убить противника. Нанесение реаль­ного удара означает принятие решения умом и полное выпол­нение этого решения.

                                                                                                            Миямото Мусаши, Горин но шо

     Этот аспект очень важен в каратэ-до и связан с кимэ-ваза, завершающими приемами. Мусаши никогда не разделял про­стую точку зрения на то, что победа является важной сама по себе. Одно из положений, которому он учил, заключается в том, что если вы не можете решить, была ли победа результатом вашей собственной силы или простой случайностью, вы никог­да не достигнете высокого уровня мастерства.

Кен и таи

     Если в бою вы проводите атаку с полной целеустремлен­ностью и захватываете инициативу, это называется кем. Если вы не проводите внезапной атаки, а выжидаете действий со­перника - это называется таи.

     С точки зрения духа и тела хорошо удерживать дух в со­стоянии сдержанности (таи), а тело в активном положении (кем). Если дух слишком активен, он подвержен срыву, что ведет к саморазрушению. Главное для успеха — это побе­дить соперника, дав ему сделать первое движение. Учитывая это, также говорится, что, даже пребывая духом в кен, а телом в таи, можно извлечь выгоду из того, что соперник начинает первым. Дух, хотя и находящийся в беспрерывном движении, будет в состоянии готовности, а тело, хотя и в спокойном положении, готово к действию. Эти два положения диамет­рально противоположны, но значение у них одно: в любом случае вынудить соперника действовать.

                                                                                                        Ягюу Муненори, Хейхока деншо

Снаружи спокойный, внутри и внешне активный: слушать звук ветра и воды

     Кен и таи проявляются как внутри, так и снаружи, не скло­няясь ни к тому, ни к другому. Внутри работает ки (внутрен­няя энергия), двигаясь, всегда во внимании; снаружи - спо­койствие: это соотносится с законами природы. Опять же, если во время мощной атаки разум не вторгается в движения тела и остается спокойным, движения не станут путаными. Если же разум включается в движение, появляется как следствие пу-таность движений тела. Кен-таи, до-сеи проявляются попе­ременно внутри и снаружи.

     Птица на поверхности воды являет собою воплощенное спокойствие, но ее перепончатые лапки в движении. Подоб­ным же образом через многократные тренировки происходит слияние разума (духа) и тела. После этого ваши действия приобретают полную свободу и вы можете достичь высшего уровня боевой тренировки.

                                                                                                           Ягюу Муненори, Хейхока деншо

 

Сен                                                                                  Два способа овладения инициативой

     Для захвата инициативы применяют таи но сен и юу но сен. Прямая атака из боевой стойки - это таи носен. Смена стойки и атака с извлечением выгоды из обстоятельств - это юу носен.

     В таи носен не демонстрируется никакого движения, лобовая атака производится из камаи, а защита ведется в со­ответствии с ситуацией. Это означает: контакт с противником, разрушение его обороны и атака. В этом случае тактика имеет первостепенное значение, приемы - второстепенное.

     В юу но сен атака исходит от бесконечно меняющихся дви­жений, защита - из неизменного положения. Это означает: разрушить положения противника, перехитрить его и атако­вать. В этом случае первостепенными являются приемы, а так­тические действия второстепенны.

     Незнание этих положений и старание победить безрассуд­но атакуя приводит к поражению.  

     Понимание использования лобовой атаки и неожиданной атаки может стать поворотным моментом в достижении победы или поражения.

                                                                                             Котода Яхеи, Иттосаисенсеи кемпо шо

     На одном дыхании

    Если дистанция для удара наилучшая, бейте без промедле­ния, на одном дыхании, без предварительных движений. Это называется ичибюоши.

     Противник может быть на грани атаки или ухода, и, пока он колеблется, завершайте удар.

     Хорошо отработайте это; на­учитесь держать это под контролем, пока не предоставится возможность. Этим нужно овладеть на тренировках.

                                                                                                             Миямото Мусаши, Горин но шо

    На два счета

     Когда вы выбрали момент для нанесения удара, противник может внезапно отступить или попытаться уклониться. В этот момент сделайте вид, что наносите удар. Противник напряжет­ся, а затем расслабится. Теперь наносите удар без промедле­ния. Другими словами, заставьте противника расслабиться. Это называется ни но коши но хюоши.

                                                                                                            Миямото Мусаши, Горин но шо

     Три инициативы

     Существует три способа овладения инициативой.

    Первый - развивая свою собственную атаку - кем но сен.

    Второй - в момент атаки противника - таи носен.

     Третий - в одном и другом случае - тай таи носен.

    В начале любого поединка существуют только эти три способа. В соответствии со способом овладения инициати­вой победа может быть достигнута быстро.

                                                                                                                            Ягюу Шинкаге-рюу.

Го но Сен                                                                                              Способы блокирования

     Когда вы вошли в зону действий противника и появилась необходимость блокировать его длинный удар рукой-мечом, можно направить свой короткий удар рукой-мечом в его гла­за, а его удар рукой-мечом может быть отведен вправо. Или можно атаковать его правый глаз, а его длинный удар рукой мечом парировать блоком-атакой, как бы срезая его шею. Другой способ - это отказ от применения короткого блока рукой-мечом и атака левой рукой лица соперника.

     Таковы эти три способа, но в любом случае правильным будет направить крепко сжатую правую руку в лицо противника.

                                                                                                           Миямото Мусаши, Горин но шо

     Инициатива противника

    Добивайтесь победы в момент удара противника. Если он наступает без удара, ждите, пока он действительно нанесет удар. Делайте обманные движения, чтобы спровоцировать его на атаку, и выигрывайте, когда он проводит удар.

     В кен но сен одним из способов является сохранение тела неподвижным и неожиданная атака. Другим способом будет сохранение духа в покое во время проведения быстрой и сильной атаки. Еще один способ - напрячь волю, приблизить­ся к противнику быстро и хладнокровно и атаковать его с полной концентрацией. Можно также, сохраняя дух в покое с начала до конца, атаковать противника мощно, с энтузиаз­мом, как бы идущим из глубины сердца.

     В таи но сен во время атаки противника можно притво­риться слабым, не принимая стойки. Когда он приблизится, от­прыгните назад, а затем атакуйте ту точку, где проявляется его расслабление. Другим способом является резкий шаг навстре­чу сопернику в момент его атаки, с тем чтобы нарушить его атакующий ритм; извлекая из этого выгоду, можно одержать победу.

     В тайтаи но сен одним из способов является встреча вне­запной атаки соперника спокойно, но твердо. Когда он при­близится, атакуйте его расслабленную зону из твердого по­ложения на одном дыхании. Другой способ - это, когда соперник атакует, спокойно удерживать свое тело, как бы плывя. При его приближении оцените взглядом его состоя­ние, а затем жестко атакуйте.

                                                                                                             Миямото Мусаши, Горин но шо

НЕСКОЛЬКО  ТАКТИЧЕСКИХ  РЕКОМЕНДАЦИЙ  ДЛЯ  КУМИТЭ

(«куми» — встреча, «тэ» — рука) 

       Бой – это пробный камень, позволяющий каждому каратэ-ка определить свой технический и ментальный уровень. Всякий страх, всякое колебание, всякая нерешительность при выполнении техники незамедлительно наказываются действиями противника; в учебном бою он проникает сквозь защиту, в соревнованиях он фиксирует возможность контакта. Бой позволяет сохранять связь с реальностью и придаёт истинную цену практическим тренировкам, которые являются целью основных занятий и без этого логического завершения оставались бы просто красивыми движениями. Каж­дое движение атаки или защиты, даже изученное отдельно (в форме кихон), обретает новое значение, будучи использовано по отношению к противнику: форма выполнения будет совершеннее, скорость - выше, кимэ - глубже, дух - решительнее. Только тогда техника становится действительно эффективной, причем, в применении к каждому другому партнёру она требует нового уточнения деталей и последовательности действий в зависимости от конституции и технического уровня этого партнёра. Бой - это ещё и увлекательнейшая форма тренировки, в ко­торой одно действие не позволяет добиться победы, поскольку бой - это противостояние двух духов, каждый из которых заряжен волей про­тивостояния, причём тот кто сильнее психологически, имеет больше шансов одержать победу.

Никогда не играйте с противником в игру, допускающую знакомые для него действия. Запутывайте его, начиная собственный манёвр, предназначенный для отвлечения его внимания.

     Не оставайтесь неподвижными в течение слишком долгого времени потому что противник отыщет уязвимую зону.

     В целом, не сохраняйте в течение длительного времени одно и то же положение или один и тот же ритм схватки, чтобы противник не привык, не нашел ответа.

     Не забывайте, что самая лучшая связка может встретить ответные действия, если вы выполняете ее слишком медленно или применяете слишком часто. Меняйте ваши действия и остерегайтесь иметь токуи-ваза (излюбленную технику), которая в конце концов станет известной.

     Скрывайте ваши намерения; они всякий раз должны быть иными.

     Наоборот, приучайте к ним противника частыми повторами, намекая ему на возможность последующих действий, и в последний момент неожи­данно изменяйте их.

     Если противник опытен, опуститесь на месте в прочную позицию и защищайтесь, показывая намерение не заходить очень далеко в атакующих действиях.

     Если он отступает, следуйте за ним, не попадаясь на финты: не рас­крывайте вашу камаэ.

     Часто поворачивайтесь, прыгайте в стороны, вынуждайте противника почаще менять свои намерения относительно атаки.

      Если противник в левосторонней стойке имеет обыкновение атако­вать, даже с финтами, с левой стороны, обходите его слева и наоборот, чтобы оказаться под «мертвым» углом.

     Если он стоит или если он выше вас, беспокойте его, опускаясь в полу­согнутое положение.

     Если он ниже вас, держите его на расстоянии короткими сериями уда­ров ног или выдвижением кулака вперед.

     Если он растянут хуже вас, господствуйте над ним (подавите его).

     Если он растянут лучше вас, ищите пути проникнуть внутрь его стой­ки, чтобы помешать ему проводить дальние движения.

     Часто меняйте ритм, обманывайте противника неожиданными останов­ками, ускоряйтесь в момент, когда он считает, что вы запыхались, замедляйтесь, когда вы чувствуете что он способен пресечь развиваемую вами атаку.

      Чередуйте удары реверсивные и удары с проникновением (кэкоми) или толчки, чтобы на длительное время занять защиту противника.

       Сохраняйте точность своих действий; проводите их быстро, но созда­йте кимэ только для верного удара или тогда, когда существует реальный шанс для того, чтобы его провести, или же тогда, когда вы хотите придать удару видимость подлинности и тем вернее ввести противника в заблуждениe своим финтом.

      Привыкайте дублировать удар, если он не проходит, а смотря по обстоятельствам - и проводить его трижды.

       Шевелитесь и поворачивайтесь, но не позволяйте противнику ходить вокруг вас; оставайтесь зрительно на одном и том же месте и вынуждайте противника терять дыхание и покрывать всю зону схватки.

       Никогда не гонитесь за противником, который кажется вам изнурённым и усталым, действуйте всегда методично и сознательно.

         Если противник нервничает и если он с ходу ищет способ выплеснуть на вас лавину ударов, немедленно противопоставьте ему останавливающий удар или жёсткий блок, чтобы заставить его пересмотреть свою тактику.

          Если у вас нет другого выхода, отступите, прикрываясь, но выжидайте, подстерегайте и при малейшей возможности дождитесь «мертвого» периода в его системе атаки, чтобы мощно ответить (и это окажется тем более легко, потому что противник забудет о своей защите).

         Если противник бежит, не спешите, а подберитесь к нему поближе и ступайте осторожно.

         Если он много перемещается, перемещайтесь меньше, лишь по необ­ходимости, чтобы всякий раз противодействовать осуществлению его намерений.

        Если вы намерены заманить его, делайте это правдоподобно: финты, ловушки должны быть похожи на настоящие действия, чтобы противник мобилизовал свои резервы и изменил своё положение.

       Если противник вкрадчив, быстр и гибок, ищите пути разрушения его действий энергичным движением, мощным блоком; если он, напротив, подобен монолиту, а его движениям присуща мощь и сила, избегайте организации сопротивления в лоб.

      Никогда не рассчитывайте на то, что вам удастся провести всю комбинацию с начала до конца, а допускайте возможность ее интуитивного развития в зависимости от обстоятельств, избегайте любых отвлеченных стереотипов.

      Следите за внешними проявлениями вашей усталости и контролируйте свое дыхание, они могут вас выдать. Вы можете равным образом сделать эти проявления приманкой, но такой ловушкой можно воспользовать­ся в ходе схватки не более одного раза.

     Не атакуйте в лоб и наверняка противника с хорошо организованной защитой, сначала выясните, чем он вам может ответить. Ваш первый удар может быть предназначен в крайнем случае для того, чтобы заставить его реагировать и в конце концов раскрыться.

      Финтите в одном направлении, а атакуйте - в другом (или дублируйте финт), варьируйте уровни и атакующие действия. Включайте в комбина­ции удары руками и ногами, чтобы иметь возможность маневра на коротких и длинных дистанциях.

     Не настаивайте на своём, если ваша тактика встречается атакой противника, дайте возможность противнику провести удар - это даст вам фору при продолжении схватки.

     Этот перечень можно продолжать бесконечно. Каратэ представляет со­бой подлинное искусство, которое на определённом уровне дает возможности творить в соответствии с индивидуальным темпераментом (характером).

Общее поведение в бою

     Следующие указания являются общими как для учебного, так и для свободного боя.

     Спокойствие духа (мицу-но-кокоро) и готовность воспользоваться первой представившейся возможностью.

     Решительность духа: бои нужно начинать мужественно и решительно, стремись поразить противника при первой же возможности. В атаку или защиту нужно вкладывать всё тело, «наполненное киай», и направлять всю энергию в этом направлении. Физи­ческая и ментальная концентрация должна быть тотальной, но краткой (кимэ), за ней должно следовать немедленное полное расслабление, только оно позволяет перейти к следующему действию в нужном на­правлении. На протяжении всего боя необходимо психически домини­ровать над противником «сжать» его в тисках несокрушимой воли. Техника без духа - ничто.

     Мягкость и подвижность: всякое напряжение «замораживает» тело и замедляет движение. Поддерживайте легкое напряжение в мышцах живота (тандэн), остальные мышцы в начальной фазе движения должны быть расслабленны.

     Скользящий взгляд: говорят, что глаза отражают дух или что глаза - зеркало души. Как и дух, взгляд должен оставаться спокойным и не привя­зываться ни к чему определенному. Он не должен фиксироваться на от­дельных частях тела противника, необходимо видеть противника в целом, а не смотреть в определённую точку. Таким образом, взгляд не привязывается, и поле зрения остается наиболее широким. Следовательно, взгляд блуждает на уровне лица противника, не фиксируясь ни его глазах. В японском фехтовании (Кэн до) этот боевой взгляд называют «эйдзан-но-мэцуке» (взгляд, которым смотрели бы на гору, расположенную далеко на горизонте). Когда взгляд  направляют вдаль, за противника, как бы сквозь него, дух остается свободным и готовым ко всему. Малейшее движение противника (шевеление ноги или руки) в этом случае фиксируется с одинаковой скоростью и остротою.

     Учтивость: упоминание о нём может показаться странным, однако ут­верждают, что боевое искусство начинается и заканчивается поклоном, ко­торый означает приветствие перед началом боя и после его окончания, а также корректность и соблюдение правил пo отношению к партнеру, без чего невозможна тренировка Прогресс в истинном духе каратэ исключен без уважения к партнёру. Это значит, что следует считать для себя делом чести коснуться партнёра только тогда, когда этого требует форма боя. Действовать нужно всегда искренне и видеть в партнёре (даже если это соперник на соревновании) личность, достойную уважения, а не объект, позволяющий показать свою значимость: это был бы ложный путь – не видеть духа каратэ, проповедующего скромность и уважение к другим.

     В японских боевых искусствах, различают три дистанции:

     - Учи-ма (или иссоку-итто-но-ма) - это средняя дистанция, позволяющая нанести удар, для чего достаточно одного шага к противнику.

     - То-ма — это более длинная дистанция. На дистанции слишком длинной для того, чтобы достичь противник... нужно сопровождать перемеще­ние обманными движениями (ке). которое маскируют основные ваши дей­ствия.

     - Чика-ма — очень короткая дистанция. Противника можно коснуться не приближаясь к нему. Эту дистанцию нельзя сохранять долгое время не совершая никаких действий, поскольку слишком велик риск атаки против­ника.

Общие правила изучения различных форм кумитэ

            Тори: атакует как можно быстрее и жёстче, преисполненный решительности не отклоняться от траектории своего движения, поскольку для того, чтобы упражнение было полезным для Укэ, необходимо атаковать мощно и искренне. Он атакует без предварительных физических (разворот наружу выдвинутой вперед стопы перед началом движения, изменение мимики, шумное дыхание, и т.д.) и ментальных (желание броситься в атаку, боязнь контратаки, и т.д.) действий. Атака должна быть прямой, чистой, центр тя­жести не поднимается, тело не теряет равновесия. Впрочем, Тори меняет свое поведение завершив атаку, позволяя Укэ выполнить его действия. То­ри должен действительно убедиться в том, что его роль также помогает до­биться прогресса в мастерстве, как и роль Укэ, которая, возможно, кажется ему более привлекательной. Тори должен быть целиком поглощён своей атакой и ментально «видеть», как он мог бы защититься от ответа Укэ. Сна­чала и до конца боя взгляд его устремлен в лицо Укэ, но никогда не фик­сируется, даже на мгновение, на том месте, которое будет атаковано. Чтобы придать атаке еще большую силу, он испускает кэнсзй.

     Укэ: ведет себя спокойно, как если бы был прикован к месту, не сво­дит глаз с лица Тори, никогда не фиксируя взгляд на атакующей конечно­сти. С момента начала атаки он выполняет «взрывное» защитное движение, помня о том, что чем проще, тем эффективней. Он решительно блокирует или уходит, мышцы живота (хара) жесткие, остальные мышцы перед кон­тактом с Тори, по возможности всегда коротким, мягкие. Защита и ответ должны выполняться без «мертвого» временного интервала, прежде чем Тори сможет возобновить атаку. В идеале эти два движения должны слить­ся в одно, выполняться единым духом (даже если тело вовлечено в защиту, дух уже должен быть полностью направлен на ответ). Всё выполняется бы­стро и с кимэ в момент контакта. Ответный удар поддерживается ментально (концентрация) в течение одной или двух секунд перед общим физическим и психическим расслаблением.

     Укэ должен помнить, что защита не означает бегства. Не уходить да­леко от конечности противника, но нейтрализовать удар, отклоняя его от своего тела (блок), или перемещать своё тело по отношению к нему (уход). Это действие должно быть минимальным, что требует хорошего глазомера, контроля дистанции, чувства времени, спокойствия духа. Во время блока или ответа Укэ испускает киай.

     Хороший бой — это короткий порыв жёсткости (сила-скорость-воля-киай), следующий за максимально спокойной подготовительной фазой и предшествующий новой фазе общего расслабления.

Спортивный бой (кумитэ-сиай)

     Спортивные соревнования представляют собой дзю-кумитэ с судей­ством. Одним из основных условий спортивного боя является то, что резуль­таты, полученные во время этого боя и фиксируемые третьими лицами, дают пра­во на получение спортивного звания. Здесь существует единственное отличие: в то время как в дзю-кумитэ число побед и поражений не имеет никакого значения, поскольку в нём участвуют для совершенствования (поэтому легче идут на риск с целью обогатить свой опыт даже в случае неудачи), в сиай пыл противников и происходящие в результате болезненные столкновения объясняются став­кой в игре. Соревновательный бой, в основном, проходит так же, как дзю-куми­тэ: во время фазы предварительного наблюдения ищут, как заставить про­тивника раскрыться и как применить свою излюбленную технику (токуй-ваза), наиболее отработанную во время тренировок. Схватки длятся две-три минуты, если победа (иппон) не зафиксирована раньше. Нужно как можно больше атаковать, меняя тактику в ходе боя, для чего варьируют комбинации и ломают ритм. Например, можно время от времени перемещаться, заставляя противника двигаться, как только он остановился - отмечать начало действия мощным кэнсэй, чтобы нарушить его концентрацию или испустить кэнсэй только во время решающего уда­ра, и т.д. Бесполезно атаковать со слишком длинной дистанции, поскольку это может завершиться только блокированием атакующей конечности, что очень болезненно, особенно если речь идет о пальцах ног. Ниже на рисунке показано, как сократить дистанцию, перед тем как атако­вать отставленной назад ногой, непробуждая бдительности противника. Дистанцию «сгрызают», медленно скользя к противнику выдвинутой впе­ред стопой, сохраняя очень низкую стойку и отвлекая его внимание несколькими обманными движе­ниями руками. Затем резко бросаются вперед, перенося вес тела на выдвинутую вперед ногу, получен­ная таким образом дальность дей­ствия позволяет «войти» в область защиты противника, а не только слегка задеть его.

     Что же касается защиты (её время от времени выполняют с кэнсэй), то не следует системати­чески отступать по прямой линии, поскольку это определяет направление последующих атак противника, который будет выполнять свою тех­нику только в этом направлении. Нужно уметь блокировать на месте (иног­да просто смещая центр тяжести), одновременно нанося ответный удар, или во время защиты обойти противника сбоку (ирими-укэ), чтобы дезориентировать его и поразить бок, менее защищенный, чем передняя часть корпуса. Впрочем, такая техника защиты особенно эффективна, когда нуж­но противостоять противнику более тяжелому либо более высокому:поворачиваясь вокруг него, заставляют его следовать за этим движением и тра­тить больше сил, в то время как просто отступая, предоставляют ему воз­можность воспользоваться ногами. Те, кто обладает достаточным мужест­вом, могут войти в область защиты противника в то время, когда он атакует, чтобы таким образом лишить его главного козыря - дальности действий, затем немедленно нужно нанести удар по корпусу. Во всех трёх случаях, когда имеет место слишком большое неравенство сил, меньший и более слабый из участников может спасти положение, только наскакивая поверх удара противника (например, удары ногами в прыжке) или выполняя уходы прямо навстречу им. В данном случае необходимо иметь идеальное чувство времени, глазомер и... живот, наполненный киай! Некоторые федерации ввели весовые категории, как в боксе или дзю-до, от чего в классическом (традиционном) каратэ отказались по той причине, что каратэ - это прежде всего боевое искусство, в котором бой должен быть полным, боец маленького роста тем более с самого начала находится в невыгодном положении, так как в спортивном каратэ ему за­прещено наносить некоторые удары, очень эффективные, но очень опас­ные, которые он мог бы применить в реальном бою. Увлечение молодых каратэ-ка чистыми соревнованиями приводит к тому, что они всё больше забрасывают классическую технику, которую считают «невыгодной» для применения в соревнованиях, и развитие в спортивном каратэ основано всего лишь на нескольких техниках, эффективных в схват­ке с единственным противником (и то не всегда реальной!). Соперничест­во, которое возникает на соревнованиях, может быть плодотворным при условии, что не будут заброшены традиционные ценности, которым учили старые мастера. Соревнования - это не форма развенчания мифа о каратэ, а новая, отличная от других его ветвь. Однако, превращаясь в массовый спорт, каратэ утрачивает боевой дух - единственный источник подлинной эффективности.


Конструктор сайтов - uCoz