ШКОЛЫ И СТИЛИ КАРАТЭ Нет хороших и плохих стилей, нет хороших и плохих приемов, есть хорошие и плохие исполнители! Девиз подлинных мастеров каратэ
Общее число школ и стилей каратэ сегодня не знает никто. То ли их несколько сотен, то ли тысячи. В старину каратэ держали в тайне от чужаков. Пришлым о его стиле и возможностях не говорили. По этому поводу Фунакоси Гитин в свое время высказался так: «Меня часто спрашивают: «Сколько существует стилей (разновидностей) каратэ?» Вопрос на первый взгляд простой. Но ответить на него сложно. Дело в том, что каратэ - очень индивидуальный вид борьбы или спорта. Можно даже сказать, что у каждого каратэки свое каратэ. Существует несколько субъективных причин, определяющих появление многочисленных стилей каратэ. Взять, к примеру, такое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной прием. В результате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания - тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают традиционные ката, пробуют выполнить их, а у них выходят совсем другие движения. Случаются и личные ошибки тренеров. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова, неверно. Есть люди, и таких немало, кто пытается смешать малые навыки дзю-дзюцу со столь же малыми навыками каратэ. В результате они проделывают нечто странное, не стоящее ни того ни другого названия. Есть и такие, кто выдает свои доморощенные выдумки за некий особый стиль каратэ или особый стиль кэнпо. Во всем мире в настоящее время существует, по меньшей мере, несколько сотен школ и стилей каратэ. Ниже в алфавитном порядке приведем краткую характеристику некоторых из них. Американское кэнпо-каратэ Паркера - стиль каратэ, созданный американцем гавайского происхождения (праправнуком гавайского короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайях в начале XIX в.) Эдмундом Кеалоха Паркером (1931 - 1990), основу этого стиля составили 150 приемов базовой техники из японского дзю-дзюцу, окинавского кэнпо, гавайских (полинезийских) методов боя, а также уличной техники драки. Ашихара-каратэ - новейший контактный стиль, основанный в 1980 г. японским мастером Хайдеэюки Ашихара (1944-1995), синтезирует в себе каратэ, бокс, айкидо. Вадо-рю - «Школа мирного пути» - стиль японского каратэ, основанный в 1939 г. мастером Оцука Хиронори (1892-1982), который постулировал сообразительность, ловкость, быстроту, точность ударов, так называемый принцип «мягкого» контакта с противником - вместо «стального» блока или силового удара внезапный уход с линии атаки с нарушением равновесия противника и броском; при этом удары в броске выполняются толчком или с одновременной подсечкой. Годзю-рю - «Школа жесткого и мягкого» - стиль окинавского каратэ, основанный в 20-е гг. XX в. японским мастером Мияги Тодзюном (1888 - 1953), отличительной особенностью является близкая дистанция ведения боя, когда с противником не входят в длительный обмен ударами, а стараются на первых движениях войти в ближний бой, повалить и в неудобном для противника положении сделать болевой, удушающий прием или добивающий удар по жизненно важным центрам. Дзёсинмон-Шоринрю - «Школа непоколебимого духа» - один из «новых» стилей каратэ, основанный в конце 1960-х гг. японским мастером Хошу Икеда (1942 г. р.); здесь учат владеть не только телом и оружием, но в первую очередь духом, этот стиль включает в себя технику и методику традиционного каратэ (общий и специальный разделы), технику и методику кобудо (техника с использованием оружия), основанную на искусстве применения традиционных окинавских видов оружия (бо, дзё, нунчаку и т.п.) и разновидность мануальной терапии (сэйтайдо). Дзюкэндо - «Путь мягкого кулака», создателем является Тун Циньзак, более известный под японским псевдонимом Кинрю (Золотой дракон), он соединил технику нескольких стилей ушу с различными японскими методами. Дошинкан - один из «новых» стилей каратэ, который основал в 1966 г. японский мастер Исао Ичикава. В основе обучения наряду с духовным и моральным воспитанием поставлены базовые формы упражнений - ката. Кёкусинкай - «Школа Абсолютной Истины» - широко распространенный в мире стиль каратэ, созданный в 1957 г. японским мастером корейского происхождения Масутацу Ояма; используется техника рукопашного боя руками и ногами, включая удары ногами по ногам, но с запрещением ударов руками в голову. Кодзё-рю - стиль окинавского каратэ, созданный семьей Код-зё; суть этого стиля выражена в словах представителя этой семьи Кодзё Кафу: «Каратэ - это искусство реального боя. Оно не сводится только к ударам кулаками и ногами. Защищающийся должен быть способен, кроме этого, схватить, бросить, вывихнуть конечность, задушить». Косики-каратэ - спортивный вариант стиля Сёриндзи-рю-кенкокан, возникшего несколько столетий назад как сплав традиционных боевых систем, практиковавшихся на острове Окинава, и систем монастыря Шаолинь. Современную интерпретацию Косики-каратэ дал Кайсо Кори Хисатака (1907-1988). Одним из самых ярких учеников Кайсо Кори Хисатака является его сын Масаюки Кукан Хисатака (1940 г.р.), который сменил отца на посту верховного учителя в Сёриндзи-рю-кенкокан каратэ-до. Масаюки Хисатака основал Всемирную федерацию Косики-каратэ, в рамках которой представители различных стилей боевых искусств могут соревноваться, используя специальное защитное снаряжение. Главная особенность косики-каратэ заключается в обязательном использовании во время поединков удобного и надежного защитного снаряжения, изготовленного на основе новейших технологий. Мотобу-рю-кэнпо-каратэ - окинавский стиль, созданный японским мастером Мотобу Теки (1871 - 1944); отличается более высокими, чем в других окинавских стилях, стойками, стремлением к бою на ближней дистанции, сочетанием жестких яростных атак с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями. Нанбу-до - стиль, созданный в 1978 г. японским мастером Нанбу Ёсинао; наряду с медитацией и дыхательными упражнениями изучаются комплексы точечных ударов, захватов, бросков, уклонений, блокировок, ката, условного спарринга с одним или несколькими противниками, а также приемы с традиционным оружием. Окинава-кэнпо-каратэ - стиль, созданный в 1953 г. японским мастером Накамура Сигэру (1893-1969); отличительной особенностью является практика кумитэ в протекторах (в перчатках и с упругим нагрудником). Рюкю-кэнпо-каратэ - стиль окинавского каратэ, созданный японским мастером Оята Сэю; основное внимание уделяется на удары и нажимы по болевым точкам. Рюэй-рю - стиль окинавского каратэ, созданный Накаима Кэн-ко (1911-1990); равное внимание уделяется как работе с традиционным окинавским оружием, так и бою голыми руками, причем в бою с голыми руками важное место занимает спарринг с реальными ударами. Сёриндзи-кэнпо - «Кулачный бой монастыря Шаолинь» - система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, которую создал в 1947 г. мастер Накано Мичиоми (1911 - 1980), более известный под псевдонимом Со Досин. Система включает в себя изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка, развитие биоэнергетических возможностей организма, выработку умения сознательно управлять циркуляцией энергии, направлять ее в любую точку тела и в окружающее пространство, а также совершенствование тела. Совершенствование тела осуществляется тремя способами: твердым (гохо) - включает в себя различные защитные действия, такие, как уходы, уклоны, нырки, прыжки, блоки и контрудары в ответ на атаки противника; мягким (дзохо) - включает броски и болевые удержания, освобождение от захватов и контрзахваты, удушения и т. д.; саморегуляцией (сэйхо) - объединяет практику сидячей и динамической медитации, релаксации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности, приемы реанимации и восстановления путем воздействия на энергетические каналы и центры человеческого организма. Сёриндзи-рю кэнко-кан - стиль каратэ, основанный в 1946 г. мастером Кори Хисатаки (1907-1988). Особенностями стиля с точки зрения техники является практика ударов кулаком в вертикальном положении и акцент на работе ног с использованием пятки в качестве основного оружия. В обязательную программу входит также борьба против партнера с оружием. Тренировочные занятия на «продвинутой» стадии обучения проводятся в протекторах и защитных шлемах. Синдо-рю - «Школа Истинного Пути» - один из стилей окинавского каратэ, принадлежащий к семейной традиции Ханаши-ро; важнейшими принципами являются принцип «одним ударом - наповал» и принцип «хладнокровной решимости идти в бою до конца», а главные компоненты тренинга - практика ката, работы на снарядах и кумитэ. Сито-рю - «Школа Итошу и Хигаонны» - стиль «гимнастического» каратэ, созданный в начале 30-х гг. XX в. в Осака мастером Мабуни Кенва (1889—1957); не отрицая важности кумитэ и тамэсивари, основное внимание здесь все же отведено ката, что, подобно стилю Сётокан, превращает занятия в разновидность военизированной гимнастики. Уэти-рю - стиль окинавского каратэ, основателем которого является мастер Уэти Канбун (1877-1948). Особенностью стиля является то, что поединки проводят в жесткий контакт по всему телу и без протекторов. При этом допускаются подсечки, подножки, болевые приемы. Бой продолжается, даже если один из соперников сбит на землю. Основная идея — спортивная схватка должна как можно больше походить на реальный бой. При явном единстве базовой техники, различия школ и стилей каратэ сводятся к характеру исходных стоек, постановке того или иного удара, степени использования бедер при ударе и уходе, способу маневрирования, числу прыжков и звучанию боевого клича (киай). Кроме того, некоторые школы и стили, отстаивающие ценность спортивного каратэ, пропагандируют бесконтактный спарринг, спарринг с ограниченным контактом или спарринг в защитном снаряжении. Тактика различных школ и стилей каратэ в основе своей едина и сводится к применению комбинаций ударов и блоков в сочетании с подсечками и бросками. Для бросков чаще всего используются болевой захват руки в запястье или локте, задняя подножка с фронтальным ударом, перебрасывание через колено с приседанием и т. п. Кроме того, в некоторых школах каратэ используют подхват обеими руками за щиколотки противника в нырке, бросок с обхватом бедер после серии подготовительных ударов и даже бросок через бедро с подворотом, характерный для дзюдо. Методика обучения в различных школах каратэ, по сути дела, также одна и та же. Первый этап - постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. На этом же этапе закладываются основы духовной и морально-волевой подготовки учеников. Второй этап - разучивание комбинаций (рэндзоку-ваза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском и овладение комплексами формальных упражнений (ката). На этом этапе предполагается активный духовный рост, способствующий достижению совершенства. Третий этап - участие занимающихся в свободных поединках, выработка их индивидуального почерка и оттачивание мастерства. Важное место на этом этапе занимает психологическая подготовка. Четвертый этап - совершенствование в военно-прикладных аспектах и духовной сфере. Начиная с этого этапа для большинства занимающихся каратэ становится основной профессией, смыслом всей жизни, а сами они становятся носителями духовной мудрости и мастерства каратэ. |
|