ШКОЛЫ И СТИЛИ КАРАТЭ

Нет хороших и плохих стилей, нет хоро­ших и плохих приемов, есть хорошие и пло­хие исполнители!

                                                Девиз подлинных мастеров каратэ

 

     Общее число школ и стилей каратэ сегодня не знает никто. То ли их несколько сотен, то ли тысячи. В старину каратэ держали в тайне от чужаков. Пришлым о его стиле и возможностях не говорили. По этому поводу Фунакоси Гитин в свое время высказался так: «Меня часто спрашивают: «Сколько существует стилей (раз­новидностей) каратэ?» Вопрос на первый взгляд простой. Но от­ветить на него сложно. Дело в том, что каратэ - очень индивиду­альный вид борьбы или спорта. Можно даже сказать, что у каждо­го каратэки свое каратэ. Существует несколько субъективных причин, определяющих появление многочисленных стилей каратэ. Взять, к примеру, та­кое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной прием. В ре­зультате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания - тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают тра­диционные ката, пробуют выполнить их, а у них выходят совсем другие движения. Случаются и личные ошибки тренеров. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова, неверно. Есть люди, и таких немало, кто пытается смешать малые навы­ки дзю-дзюцу со столь же малыми навыками каратэ. В результате они проделывают нечто странное, не стоящее ни того ни другого названия. Есть и такие, кто выдает свои доморощенные выдумки за некий особый стиль каратэ или особый стиль кэнпо. Во всем мире в настоящее время существует, по меньшей мере, несколько сотен школ и стилей каратэ. Ниже в алфавитном порядке приведем краткую ха­рактеристику некоторых из них.

     Американское кэнпо-каратэ Паркера - стиль каратэ, создан­ный американцем гавайского происхождения (праправнуком га­вайского короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайях в начале XIX в.) Эдмундом Кеалоха Паркером (1931 - 1990), осно­ву этого стиля составили 150 приемов базовой техники из япон­ского дзю-дзюцу, окинавского кэнпо, гавайских (полинезийских) методов боя, а также уличной техники драки.

     Ашихара-каратэ - новейший контактный стиль, основанный в 1980 г. японским мастером Хайдеэюки Ашихара (1944-1995), синтезирует в себе каратэ, бокс, айкидо.

     Вадо-рю - «Школа мирного пути» - стиль японского каратэ, основанный в 1939 г. мастером Оцука Хиронори (1892-1982), ко­торый постулировал сообразительность, ловкость, быстроту, точ­ность ударов, так называемый принцип «мягкого» контакта с про­тивником - вместо «стального» блока или силового удара внезап­ный уход с линии атаки с нарушением равновесия противника и броском; при этом удары в броске выполняются толчком или с одновременной подсечкой.

     Годзю-рю - «Школа жесткого и мягкого» - стиль окинавского каратэ, основанный в 20-е гг. XX в. японским мастером Мияги Тодзюном (1888 - 1953), отличительной особенностью является близкая дистанция ведения боя, когда с противником не входят в длительный обмен ударами, а стараются на первых движениях войти в ближний бой, повалить и в неудобном для противника положении сделать болевой, удушающий прием или добивающий удар по жизненно важным центрам.

     Дзёсинмон-Шоринрю - «Школа непоколебимого духа» - один из «новых» стилей каратэ, основанный в конце 1960-х гг. япон­ским мастером Хошу Икеда (1942 г. р.); здесь учат владеть не толь­ко телом и оружием, но в первую очередь духом, этот стиль вклю­чает в себя технику и методику традиционного каратэ (общий и специальный разделы), технику и методику кобудо (техника с использованием оружия), основанную на искусстве применения традиционных окинавских видов оружия (бо, дзё, нунчаку и т.п.) и разновидность мануальной терапии (сэйтайдо).

     Дзюкэндо - «Путь мягкого кулака», создателем является Тун Циньзак, более известный под японским псевдонимом Кинрю (Золотой дракон), он соединил технику нескольких стилей ушу с различными японскими методами.

     Дошинкан - один из «новых» стилей каратэ, который основал в 1966 г. японский мастер Исао Ичикава. В основе обучения наряду с духовным и моральным воспитанием поставлены базовые фор­мы упражнений - ката.

     Кёкусинкай - «Школа Абсолютной Истины» - широко рас­пространенный в мире стиль каратэ, созданный в 1957 г. япон­ским мастером корейского происхождения Масутацу Ояма; ис­пользуется техника рукопашного боя руками и ногами, включая удары ногами по ногам, но с запрещением ударов руками в го­лову.

     Кодзё-рю - стиль окинавского каратэ, созданный семьей Код-зё; суть этого стиля выражена в словах представителя этой семьи Кодзё Кафу: «Каратэ - это искусство реального боя. Оно не сво­дится только к ударам кулаками и ногами. Защищающийся дол­жен быть способен, кроме этого, схватить, бросить, вывихнуть конечность, задушить».

     Косики-каратэ - спортивный вариант стиля Сёриндзи-рю-кенкокан, возникшего несколько столетий назад как сплав тра­диционных боевых систем, практиковавшихся на острове Окина­ва, и систем монастыря Шаолинь. Современную интерпретацию Косики-каратэ дал Кайсо Кори Хисатака (1907-1988). Одним из самых ярких учеников Кайсо Кори Хисатака является его сын Масаюки Кукан Хисатака (1940 г.р.), который сменил отца на посту верховного учителя в Сёриндзи-рю-кенкокан каратэ-до. Масаюки Хисатака основал Всемирную федерацию Косики-каратэ, в рам­ках которой представители различных стилей боевых искусств могут соревноваться, используя специальное защитное снаряжение. Глав­ная особенность косики-каратэ заключается в обязательном ис­пользовании во время поединков удобного и надежного защитно­го снаряжения, изготовленного на основе новейших технологий.

     Мотобу-рю-кэнпо-каратэ - окинавский стиль, созданный японским мастером Мотобу Теки (1871 - 1944); отличается более высокими, чем в других окинавских стилях, стойками, стремле­нием к бою на ближней дистанции, сочетанием жестких ярост­ных атак с мягкими отводящими блоками и грациозными пере­мещениями.

     Нанбу-до - стиль, созданный в 1978 г. японским мастером Нанбу Ёсинао; наряду с медитацией и дыхательными упражнениями изучаются комплексы точечных ударов, захватов, бросков, укло­нений, блокировок, ката, условного спарринга с одним или не­сколькими противниками, а также приемы с традиционным ору­жием.

     Окинава-кэнпо-каратэ - стиль, созданный в 1953 г. японским мастером Накамура Сигэру (1893-1969); отличительной особен­ностью является практика кумитэ в протекторах (в перчатках и с упругим нагрудником).

     Рюкю-кэнпо-каратэ - стиль окинавского каратэ, созданный японским мастером Оята Сэю; основное внимание уделяется на удары и нажимы по болевым точкам.

    Рюэй-рю - стиль окинавского каратэ, созданный Накаима Кэн-ко (1911-1990); равное внимание уделяется как работе с тради­ционным окинавским оружием, так и бою голыми руками, при­чем в бою с голыми руками важное место занимает спарринг с реальными ударами.

     Сёриндзи-кэнпо - «Кулачный бой монастыря Шаолинь» - си­стема самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, которую создал в 1947 г. мастер Накано Мичиоми (1911 - 1980), более известный под псевдонимом Со Досин. Си­стема включает в себя изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка, развитие биоэнергетических воз­можностей организма, выработку умения сознательно управлять циркуляцией энергии, направлять ее в любую точку тела и в ок­ружающее пространство, а также совершенствование тела. Совер­шенствование тела осуществляется тремя способами: твердым (гохо) - включает в себя различные защитные действия, такие, как уходы, уклоны, нырки, прыжки, блоки и контрудары в ответ на атаки противника; мягким (дзохо) - включает броски и боле­вые удержания, освобождение от захватов и контрзахваты, уду­шения и т. д.; саморегуляцией (сэйхо) - объединяет практику си­дячей и динамической медитации, релаксации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности, приемы реанимации и восстанов­ления путем воздействия на энергетические каналы и центры че­ловеческого организма.

     Сёриндзи-рю кэнко-кан - стиль каратэ, основанный в 1946 г. мастером Кори Хисатаки (1907-1988). Особенностями стиля с точки зрения техники является практика ударов кулаком в верти­кальном положении и акцент на работе ног с использованием пятки в качестве основного оружия. В обязательную программу входит также борьба против партнера с оружием. Тренировочные занятия на «продвинутой» стадии обучения проводятся в протек­торах и защитных шлемах.

     Синдо-рю - «Школа Истинного Пути» - один из стилей оки­навского каратэ, принадлежащий к семейной традиции Ханаши-ро; важнейшими принципами являются принцип «одним ударом - наповал» и принцип «хладнокровной решимости идти в бою до конца», а главные компоненты тренинга - практика ката, рабо­ты на снарядах и кумитэ.

      Сито-рю - «Школа Итошу и Хигаонны» - стиль «гимнастиче­ского» каратэ, созданный в начале 30-х гг. XX в. в Осака мастером Мабуни Кенва (1889—1957); не отрицая важности кумитэ и тамэсивари, основное внимание здесь все же отведено ката, что, по­добно стилю Сётокан, превращает занятия в разновидность вое­низированной гимнастики.

     Уэти-рю - стиль окинавского каратэ, основателем которого является мастер Уэти Канбун (1877-1948). Особенностью стиля является то, что поединки проводят в жесткий контакт по всему телу и без протекторов. При этом допускаются подсечки, поднож­ки, болевые приемы. Бой продолжается, даже если один из сопер­ников сбит на землю. Основная идея — спортивная схватка долж­на как можно больше походить на реальный бой.

     При явном единстве базовой техники, различия школ и сти­лей каратэ сводятся к характеру исходных стоек, постановке того или иного удара, степени использования бедер при ударе и ухо­де, способу маневрирования, числу прыжков и звучанию боевого клича (киай). Кроме того, некоторые школы и стили, отстаиваю­щие ценность спортивного каратэ, пропагандируют бесконтакт­ный спарринг, спарринг с ограниченным контактом или спар­ринг в защитном снаряжении. Тактика различных школ и стилей каратэ в основе своей едина и сводится к применению комбинаций ударов и блоков в сочета­нии с подсечками и бросками. Для бросков чаще всего использу­ются болевой захват руки в запястье или локте, задняя подножка с фронтальным ударом, перебрасывание через колено с приседа­нием и т. п. Кроме того, в некоторых школах каратэ используют подхват обеими руками за щиколотки противника в нырке, бро­сок с обхватом бедер после серии подготовительных ударов и даже бросок через бедро с подворотом, характерный для дзюдо. Методика обучения в различных школах каратэ, по сути дела, также одна и та же. Первый этап - постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. На этом же этапе закладывают­ся основы духовной и морально-волевой подготовки учеников. Второй этап - разучивание комбинаций (рэндзоку-ваза) из несколь­ких элементарных приемов с завершающим ударом или броском и овладение комплексами формальных упражнений (ката). На этом этапе предполагается активный духовный рост, способствующий достижению совершенства. Третий этап - участие занимающихся в свободных поединках, выработка их индивидуального почерка и оттачивание мастерства. Важное место на этом этапе занимает психологическая подготовка. Четвертый этап - совершенствова­ние в военно-прикладных аспектах и духовной сфере. Начиная с это­го этапа для большинства занимающихся каратэ становится основ­ной профессией, смыслом всей жизни, а сами они становятся но­сителями духовной мудрости и мастерства каратэ.

Конструктор сайтов - uCoz