ИНФОРМАЦИЯ О КАТА

         Ката, в переводе с японского «форма» или «образ», - представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в первозданном виде почти не осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера каратэ всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств.

     Ката - это, в какой-то степени, история боевого искусства, которое нужно уметь понимать, чтобы постичь его сущность. Раньше ката называли «бесконечные сокровища», так как рассматривали как настоящие ключи для познаний. Можно представить каратэ-до как начальный путь. И тогда получается, что ката - это самое  главное, из всего того, что есть в каратэ, так как ката по своей сути - не только набор разнообразных движений, но также и генератор определенного состояния. Каратэ-до просто невозможно представить себе без существования ката.

     Ката - это широчайшее поле деятельности для любого человека, независимо от его физического состояния и возраста, которое он может перепахивать всю свою жизнь.

        Но рассмотрим теперь, что же такое ката? В первую очередь ката - это воображаемый бой с тенью.

        Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию Йой. Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия Киай. Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в позицию Йой.

         Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката как правило в том же месте, что и начиналась.

       Технически ката отражают характеристики стилей, к которым они относятся: существуют ката быстрые, молниеносные, или медленные, основывающиеся на внутренней энергии. Некоторые ката являются смесью многих стилей. В основном, все ката произошли из старинных школ Сёрин (Хэйан, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку) и Сёрэй окинава-тэ (Тэкки, Дзютте, Хангетсу, Дзион). Отдельные древние ката происходят с XVII века, когда они были китайскими формами Кунг-фу и назывались Тао. Позже ката были завезены на Окинаву китайскими торговцами и военными.

     Отличительные особенности ката различных школ содержат последовательности разнообразных движений стиля, к которому они относятся. Существуют ката для начинающих, где все движения предельно простые и ясные, для подготовленных каратистов, когда уже необходимо выполнять более сложные технические элементы и их соединения (т.е. уже нужно совершенствовать свою технику), и, наконец, высшие ката, к которым подходят только после долгих лет обучения, так как их движения уже наполнены глубоким внутренним содержанием. Это наиболее интересный уровень, здесь каждый шаг имеет свой собственный неповторимый смысл. И для осознанного исполнения таких ката необходимы долгие годы упорных тренировок.

         Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта.

     - ТАЙКЁКУ I-III. «Великий Предел». Созданы в 40-х годах Г. Фунакоси. Предназначены для развития силы.

     - ХЭЙАН I-IV. «Мир и покой». В САТОРИ-ТЭ назывались XЭЙВА-АНТЭЙ. После модификации Итосу назвал их ПИН-АН. Под таким названием они изучаются в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, КЁКУСИНКАЙ и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на ХЭЙАН. Базовые формы.

     - ТЭН-НО-КАТА. «Небесная форма». Создана Фунакоси в 1944 г. Изучается в двух вариантах:

     - ТЭН-НО-КАТА-УРА – одиночная форма;

     - ТЭН-НО-КАТА-ОМОТЭ – парная форма.

     - ТЭККИ I-III. «Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Прежнее название НАЙХАНТИ. Происхождение ката неизвестно. ТЭККИ СЁДАН – исходная форма, предположительно из Китая. ТЭККИ НИДАН И ТЭККИ САНДАН созданы Я. Итосу. Под названием НАЙХАНТИ изучаются во многих стилях.

     - БАССАЙ-ДАЙ. «Преодоление преград» или «Взятие крепости». Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под названием ПАССАЙ и БАССАЙ практикуется в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, ИТОСУ-КАЙ, ИСИМИНЭ и др. Автор неизвестен. Основывается на мощной работе бедер.

     - БАССАЙ-СЁ. Создана Я. Итосу, «Несокрушимый кулак SHURI-TE». Основные особенности – это сочетание блоков и контратак, направленных в суставы, против шеста, и важность центра тяжести в KOKUTSU-DACHI и NEKOASHI-DACHI для блокировки шеста открытой ладонью в то время, когда противник, поворачиваясь для встречи следующей атаки, находится в неустойчивом положении. Практикуется только в СЁТОКАНЕ.

      - КАНКУ-ДАЙ. «Созерцание небес». Прежнее название КУСЯНКУ или КВАНКУ по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: КАНКУ-ДАЙ и КАНКУ-СЁ в СЁТОКАНЕ, КУСЯНКУ в ВАДО-РЮ, СИ"АНА-КУСЯНКУ в СЮРИ-ТЭ, КУСЯНКУ мастеров КИТАЯРА и КУНИЁСИ, КОКОСУН-ДАЙ в стиле САНКУКАЙ и др. Считается, что Я.Итосу взял КУСЯНКУ за основу при создании ката ряда ХЭИАН (ПИН-АН). Любимая ката мастера Фунакоси. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сётокана.

    - КАНКУ-СЁ. Малая форма. Создана Я. Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ. 

     - ЭМПИ. «Полет ласточки». Первоначальное название ВАНСУ, по имени создателя ката Саппусина Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С. Вансу впоследствии был модифицирован Я. Итосу. Под названием ВАНСУ практикуется в ВАДО-РЮ, СЁРИН-РЮ и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до.

     - СОТИН. «Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась ХАККО. Изучается только в СЁТОКАНЕ и СИТО-РЮ. Происхождение и автор неизвестны.

     - МЭЙКЁ. «Созерцание в зеркале». Прежнее название РОХАЙ. В ТОМАРИ-ТЭ имеет 3 варианта. Название изменено Г. Фунакоси.

     - ДЗИОН. Ката китайского происхождения. Относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует две версии названия:

          1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в  XVв. и якобы создавшего эту форму;

          2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката. Изучается в СЁТОКАНЕ и ВАДО-РЮ.

     - ДЗИ'ИН. Еще одна ката из ТОМАРИ-ТЭ. Фунакоси называл ее СОКЁ. Модифицирована Я. Итосу.

     - ДЗЮТТЭ. «Десять рук». Так же относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует множество интерпретаций.

          Движения этого ката скрывают сильный боевой дух.

          Типичное ката в СЕТОКАНЕ выполняется в следующих основных стойках: KIBA-DACHI, ZENKUTSU-DACHI и KOKUTSU-DACHI,  последнее движение выполняется с использованием силы противника; выполняющий одновременно захватывает запястье и контратакует в ребра.

    - ХАНГЭЦУ. «Полумесяц», из-за круговых движений ног. Мастер Фунакоси называл ее СЭЙСАН (41 движение) в книге «Рюкю кэмпо: каратэ», выполняемое под 32 счета. Единственная энергетическая ката в СЁТОКАНЕ. Происходит из НАХА-ТЭ.

- ГАНКАКУ. «Журавль на утесе» из-за своего сходства с журавлем на вершине утеса. Для победы над противником необходимы концентрация силы и равновесия, так как атакующий становится на одну ногу и одновременно атакует YOKOGERI-URAKEN. Древнее название ЧИНТО по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю СЁРЭЙ-РЮ. Изучается также в СИТО-РЮ. В СЁТОКАНЕ изучается версия Я. Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до.

     - ЧИНТЭ. «Редкая рука». Фунакоси называл ее СЁИН. Изучается в СИТО-РЮ. Сэнсэй Канадзава относит ее к ката защитных действий на близкой дистанции, оно широко практикуется среди женщин, потому что в него включены очень эффективные приемы, не требующие силы. Это эффективное и зрелищное ката с широкими круговыми движениями и энергичными приемами. Происходит из Китая. – НИДЗЮСИХО. «24 шага». В СИТО-РЮ, ТОМАРИ-ТЭ называется НИСЭЙСИ. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в ВАДО-РЮ. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с СОТИН и УНСУ. ВАНКАН. Также известна под названиями СИОФУ и ХИТО. Относится к ТОМАРИ- ТЭ, к школе К. Мацумора. В СИТО-РЮ изучается под названием МАЦУКАДЗЕ. Самая короткая ката в СЁТОКАНЕ.

     - УНСУ. «Облачная рука» или «руки, раздвигающие облака». Движение рук в ката, когда они соединяются, такие же, как движение облаков, когда они встречаются и производят гром. Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается в СИТО-РЮ. – ГОДЗЮСИХО-(ДАЙ и СЕ). «54 шага». Фунакоси называл ее ХОТАКУ. В СИТО-РЮ называется УСЭСИ. Любимейшая ката мастера К. Тояма.

     - ДЗИТТЭ. Еще одно ката из ТОМАРИ. Это ката среднего уровня, состоящее только из 27 движений, в СЕТОКАНЕ практикуется для защиты от БО (палки, шеста), включает в себя интересные способы выкручивание запястий.

     Название ДЗИТТЭ (10 технических приемов) означает, что овладев ими, можно встретиться лицом к лицу с десятью противниками.

     Это ката включает много мощных технических приемов и GYAKEWAZ из ОКИНАВЫ от БО, и очень эффективный маленький «секретный прием». Эти приемы выполняются открытой ладонью, блок в стойке KOSA-DACHI и без KERI (удар ноги).

     - ВАНКАН. Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К. Мацумора. В Сито-Рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Сётокане.

      - ГОДЗЮСИХО - (ДАЙ и СЁ). «54 шага». Фунакоси называл ее Хотаку. В Сито-Рю называется Усэси. Любимейшая ката мастера К. Тоямы.

        Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Но существует нечто, что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется ката.

 

НЕСКОЛЬКО  ОБЩИХ  ПРАКТИЧЕСКИХ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ИЗУЧЕНИЮ  КАТА

     Ката - суть каратэ-до. Это тренировка, которая может показаться ненужной, бесполезной, но её смысл - в борьбе с самим собой. Невозможно добиться прогресса в искусстве каратэ-до без глубокого изучения ката, и поскольку иначе успехи на соревнованиях будут возможны только до тех пор пока сохраняется юношеская мощь, а потом растают как дым. Следовательно, ката нужно выполнять как можно чаще: в одиночку, в группе, в додзё, во время ката-сиаи (соревнования по ката) и т.д. Тренироваться в ката недостаточно, параллельно следует добиваться прогресса в кумитэ, дабы никогда не терять контакта с реальностью. Форсируя исключительно изучение ката, вы никогда не научитесь учитывать реакцию противника, его силу, скорость и т.д. Только большой специалист высшей степени освоивший ката, может вызвать в своем воображении условия реального боя, правильно учесть все его составляющие.

     Для начинающих, до 1-го КЮ, вполне достаточно основных ката (ХЕЙАНЫ). Черный пояс (1-ый ДАН) может также добавить сюда ТЭККИ СЁДАН, БАССАЙ-ДАЙ, КАНКУ-ДАЙ. Другие ката представляют интерес только для более высоких данов. Бесполезно учиться поверхностно исполнять большое количество ката. Нужно оставаться скромным, стараться достичь прогресса в несколько основных ката, другие не покажутся вам совершенно новыми, поскольку в них вы найдете те же технические действия, скомбинированные по-иному. Впрочем, для черных поясов должно быть интересно знать как можно больше ката одной и той же школы (бесполезно отягощать свою память изучением вариантов), поскольку они взаимно разъясняют и дополняют друг друга, но не следует отрабатывать их в равной степени; достаточно знать план выполнения каждой ката и входящие и неё технические действия. углубленно же изучать, следует - лишь некоторые из них - те, которые и, особенно нравятся, и которые вы хорошо «чувствуете» (каждый специалист в течение всей жизни шлифует свою Токуй-ката - любимую ката). Это единственный способ действительно «постичь» ката; прогресс в других ката придет параллельно. Запоминание порядка выполнения технических действий в ката - это только начало, а не стадия «познания». Речь идет не о том, чтобы накапли­вать движения в ката, ваш технический багаж таким образом не увеличится, и вы останетесь всего лишь профан. Отдайтесь душой и телом изучению одной ката: добивайтесь выполнения ее в правильном стиле, со все боль­шей и большей отдачей, выполняйте движения как можно быстрее и энер­гичнее, с кимэ при каждом «контакте». Ката не выполняется вне времени, каждая ката имеет свой собствен­ный ритм и темп, которых вам вначале следует придерживаться. Только гораздо позже, повторив ката сотни раз, вы сможете позволить себе иметь какую-то свою точку зрения и несколько изменить этот ритм, впрочем не отклоняясь принципиально от основной темы. В частности, прежде чем про­должить действие после каждого киай, останавливайтесь на короткое время. Если вы занимаетесь ката в группе, в додзё, то из того, что вы закончили пер­вым, еще не следует, что вы обязательно лучше всех выполнили её. Подумайте об этом. Впрочем, если каждое ваше движение сопровождалось правильным кимэ, вам и не удастся особенно сократить общее время выполнения. Постоянно живите своим боем, старайтесь «видеть» окружающих вас противников, «чувствовать» их, атакуйте их, блокируйте, уклоняйтесь, контратакуйте, спасая свою жизнь. В этом назначение ката. Вам нужно по­местить себя в эту среду, что единственный ключ, способный открыть их секрет. Очевидно, что для этого необходимо лучше понимать каждое дви­жение ката, существует постоянное взаимодействие между внутренним по­ниманием ката и освоением внешней формы. Единственный способ до­стичь этого - не сидеть в раздумьях, а сражаться... и так без конца. Ката можно считать освоенной тогда, когда она «протекает» гармо­нично и без усилий, когда исполнитель действует настолько естественно, что зритель тоже представляет себе бой. Ката представляет собой не просто более или менее быструю смену движений, даже хорошо отработанную, в ней должна быть жизнь, убедительность, каждый жест, как и каждая остановка должен быть обусловлен общей связью и выполняться в нужный момент. Никогда полностью не расслабляйтесь во время выполнения ката. Даже в течение «мертвого интервала времени» дух должен оставаться в состоянии Заншин. Действуйте искренне, в твердой уверенности, что одна-единственная ошибка с вашей стороны равносильна смерти. Держите бедра опущенными, Хара - под большим или меньшим, в зависимости от момента, напряжением. Линия вашего взгляда должна лежать в горизонтальной плоскости, никогда не опускайте глаза, даже во время поворота, старайтесь, чтобы поле вашего зрения было как можно шире, не фиксируйте взгляд на какой-то определенной точке. Сражайтесь с закрытым ртом, исключая момент Киай, избегайте гримас, напряжения мышц лица. Скрывайте свое дыхание, не выпячивайте подбородок, не встряхивайте плечами, сохраняйте равнове­сие и перемещайте тело, как единое целое, как монолит, и без всяких предварительных движений. Всегда думайте только о том, что вы делаете, чтобы видеть только своих противников, не отвлекайтесь ни на что постороннее. Здесь приводятся только некоторые основные советы, ваш тренер дополнит их другими и будет всё время донимать вас ими, так что сле­дует запастись терпением. Если вы работаете в одиночку, у вас гораздо больше шансов отдалиться от основного стиля не отдавая себе в этом от­чёта и впоследствии вам будет трудно исправиться, поэтому нужно работать перед зеркалом и безжалостно критиковать себя. Если это возможно, по­просите более опытного каратэ-ка поправить вас и примите его критику со всем смирением. Достигнув определенного уровня мастерства, то есть ов­ладев необходимой технической и психической базой, вы должны честно сознаться себе в том, что не сможете освоить ката, продолжая работать в одиночку, вы излишне сосредоточитесь на наиболее сложных моментах и оставите без внимания те, которые покажутся вам неинтересными, между тем, именно они могли бы пролить свет на весьма важные вещи. Для начала, старайтесь понять объяснения тренера и развивайте ваше тело в точности так, как он этого требует. Только когда движения ста­нут совершенными, когда для их выполнения не придется больше задейст­вовать память, вы сможете при необходимости подыскивать собственные интерпретации, не удаляясь при этом от традиционного выполнения. Каждая ката имеет в своем составе два действия, исполнение которых обязательно сопровождается Кэнсэй. Вы должны быть «полны Киай» в течение всего ката, но «испустить» Кэнсэй, то есть громко крикнуть, следует дважды в заданные моменты. Крик должен быть коротким и сильным, он должен звучать неистово. В этот момент не опускайте глаза (что происходит рефлекторно). За исключением некоторых строго определённых связок, после киай не следует немедленно продолжать действие, а нужно секунду оставаться на месте, «продолжая» удар ментально. Специалисту позволяется подбро­сить кэнсэй в огонь действия, от дебютанта же большие усилия потребуются для того, чтобы не забыть издать два предписанных кэнсэй.  

 Существует несколько способов исполнения ката: 

     медленно и расслабленно (для изучения ката или для разминки перед тренировкой);

     быстро и расслабленно: чтобы научиться передвигаться быстро и в правильных стойках следует сконцентрировать внимание на перемещении ступней и таза, эта также высшая стадия разминки (ускорение ритма рабо­ты сердечно-сосудистой системы).

     (Два этих способа действия требуют незначительных физических усилий и могут служить ежедневной зарядкой, это единственный способ приучить ваше тело к правильному выполнению ката, а дух тогда сможет сконцентрироваться на противниках.)

     быстро, с Кимэ «один на один»: к этому этапу следует перейти, когда вы размялись или когда усвоили, хотя бы в основных чертах, план ката.

     Каждое движение выполняется отдельно: атаки резкие, блоки живые, с мощным кимэ при каждом контакте, каждое техническое действие должно требовать от вас максимальной концентрации физической и психической энергии. Так чаще всего действуют в додзе. Тренер сопровождает командами каждый «период» ката, что позволяет ему поправлять вас и избавить от неизбежного конфуза перед строем каратэ-ка разного уровня подготовки;

     быстро, с Кимэ, с боевой скоростью: к предыдущей форме исполнения добавляется обязательное ощущение боя. Для начала связывайте технику одной и той же группы (например, защиту и контратаку), затем выполните ката от начала до конца. Это самая кропотливая и долгая работа, поскольку вы должны стремиться к совершенству формы. Не следует спешить, нужно вести бой в правдоподобном ритме, так, одна ката Хейан длится тридцать секунд;

     медленно и с мышечным напряжением: в этой манере, с шумным и открытым дыханием, выполняются ката,  чтобы развить мышечные группы и укрепить сердечную мышцу;

     медленно, с максимальной концентрацией на технике и использова­нием только силы живота;

    с предметами или отягощениями: чтобы развить мышцы и выработать выносливость, можно выполнять ката с боевой скоростью, держа в руках Гяси или маленькие гантели весом 2,5 кг. Каждое движение сопровождайте Кимэ. Можно также нагрузить ступни чугунными стельками, выполнять пе­ремещения с сидящим на плечах партнером или с удерживаемой обеими руками палкой (колющий удар в атаке, рубящий в защите), можно использовать Саи, и т.д. Эти варианты интересны и очень полезны для выработки правильной формы ката. После такой тренировки мускулатуры никогда не забывайте один-два раза повторить ту же ката впустую, мягко, без Кимэ.

     Полный сеанс тренировок в ката, проводимый для выработки силы и скорости может иметь такую последовательность:

    6 повторений, выполняемые гибко, медленно и с полным расслаблением;

     десяток повторений «один на один», с Кимэ;

    10 повторений с боевой скоростью;

    серия из двух или трех ката, выполняемых медленно и с полным рас­слаблением;

     при случае — одна-две ката с гантелями, палкой и т.д. одна-две ката, выполняемых гибко.

     ПРИМЕЧАНИЕ: Речь идет всегда об одной и той же ката. Повторять одну ката менее пятнадцати-двадцати раз - значит беречь себя от физического и умственного утомления, а так вы никогда не сможете работать полно и глубоко. Выполняйте ката искренне, с полной отдачей, не нужно экономить свои силы. Один или два раза в году тренер предложит вам выполнить группу ката с пятнадцатисекундными перерывами между ними, и так до изнеможения. Если ваше здоровье позволяет (поскольку, если вы работаете старательно, это очень серьезная проверка выносливости), вы должны стремиться к проведению таких тестов.

     Только специалист может позволить себе изучать ката по частям. Пока вы не достигли этого уровня, выполняйте каждую ката целиком, даже если вы хотите углубленно изучить только одну часть или останавливаетесь несколько раз во время выполнения, действуя таким образом, вы не рискуете забыть некоторые связки, когда захотите перейти к выполнению ката с боевой скоростью. Разделить ката на части для большего удобства изучения - значит препятствовать телу в освоении того, что всегда считалось наиболее гармоничным.

     Предшествующий выполнению ката церемониал очень важен и является её составной частью поскольку такая форма поведения обязательна. Впрочем, его несоблюдение повлечет за собой заметное снижение присущего упражнению духа и продемонстрирует поверхностность подготовки исполнителя. Следовательно, постарайтесь запомнить данные указания и правильно выполняйте эти движения перед каждой ката, даже когда работаете в одиночку только так можно постичь их телом и духом.

     Вы приняли естественную стойку (Сизэнтай), расслаблены, руки опущены, голова - прямо. При необходимости приведите в порядок ваш одежду (полы каратэ-ки правильно запахнуты и заправлены за пояс, узел пояса правильно завязан и расположен на животе и т.д.). Соедините ступи и медленно выполните приветствие (Рицу-рэй в стойке Хэйсоку-дачи) в направлении обозначающем главную ось ката (если упражнения будет выполнено перед экзаменатором, приветст­вие направлено в его сторону). Выпрямившись, не спеша примите стойку Хачидзи-дачи, сжатые кула­ки — перед корпусом.

     Вы спокойны, твёрдо стоите на ногах, рас­слаблены, но с сильным животом, вы готовы к бою. Глядя вдаль, в направлении приветствия, вы долж­ны «видеть» окружающих вас противников, «почувствовать», откуда придет первая атака, - и... сражайтесь! Прежде чем броситься выполнять ката отведите время на то, чтобы сосредоточиться, если ваш дух не обретет необходимого состояния, выполнение ката будет поверхностным. 

     Вы завершили ката. Перед тем как начать действовать снова, задер­житесь на секунду на последнем «этапе»: вы должны сохранить дух Заншин представляя себе последнего противника и осмотреть поле битвы. Медленно вернитесь в позицию ЁЙ. Затем правильно выполните приветствие в том же направлении (Рицу-рэй). Только выпрямившись, вы сможете расслабиться и поправить одежду, перед тем как покинуть место боя.

НЕСКОЛЬКО  ПРАКТИЧЕСКИХ  РЕКОМЕНДАЦИЙ ВЕДУЩИХ МАСТЕРОВ  ПО  ИЗУЧЕНИЮ  КАТА

(КАТА - «форма»,«образ»)

     Основатель СЁТОКАНА Г. Фунакоси в своей книге «Каратэ-до: мой путь» писал о Ката:

     «Каратэ-до состоит из большого числа ката, базовых движений и приемов, которые ученик не в состоянии усвоить за короткий промежуток времени. Все приемы взаимосвязаны, и если до конца не понимать сути каждого из них, тебя ждет неудача на долгом пути. Но если ты хорошо овладел одним приемом, то ты сможешь открыть для себя взаимосвязь его с другими. Ты должен понять, что все двадцать ката могут быть сведены к нескольким базовым. И если ты научился мастерски исполнять одну из них, то вскоре ты сможешь понять и другие».

     Основатель СИТО-РЮ  Кэнва Мабуни писал о ката следующее:

     «Самое важное в каратэ - это ката. В них собраны воедино приемы защиты и нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно.

     Кое-кто полагает, что можно практиковать только спарринг, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ. 

      «Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их чётко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины.

     Сколько бы человек ни выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий». 

       Хироказу Каназава выделяет несколько важных моментов исполнения ката, а именно:

            • собранность и готовность к действию; четкое различение и разделение активных и пассивных действий;

            • точный боевой ритм перемещений;

            • различение быстрых и медленных движений;

            • четкое разделение фаз напряжения и расслабления; правильное дыхание;

         • четкое понимание смысла любого действия, подразумевающего наличие воображаемых противников;

            • максимальная концентрация психических и физических усилий (Киай) в ключевых моментах воображаемого боя;

            • точное соблюдение схемы перемещений и, следовательно, возврат в исходную точку;

            • взгляд, выражающий готовность продолжать бой, волевую концентрацию и уверенность (состояние ЗАНСИН).

 

            Хироказу Каназава говорит о ката следующее:

 

            «Ката представляет собой наследие, оставленное мастерами прошлого, которые создали приемы, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт. Следовательно, помимо боевых приемов реального боя, ката представляют собой и форму тренинга тела, что может быть использовано в качестве метода физического оздоровления и реабилитации.

          Бой с воображаемым противником в ката – это личный поиск, и только в таком смысле. ментальный тренинг в боевых искусствах представляет ценность.

         Каллиграф создает произведение искусства тушью на бумаге, а адепт воинских искусств выражает себя в исполнении боевых приемов.

      Выполняя ката, оставайтесь спокойным, сохраняйте невозмутимость разума. Мы должны постоянно концентрировать и удерживать Ки до самого последнего движения. Мы должны в равной степени координировать сознание и мощь тела в каждом движении совместно с правильным дыханием.

          Из каждых трех выполнении ката одно делается без всякого напряжения, чтобы проследить правильность последовательности напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Концентрация Ки осуществляется в Тандене (энергетический центр и центр тяжести человека, рас- положенный на 4 см ниже пупка в середине корпуса), в месте, где энергия наиболее. эффективно поможет телу расслабиться, и сознанию – сохраниться чистым. И таким образом каждый прием наполняется жизненной силой, Я предпочитаю именно такую форму тренинга, когда выполняю ката.

         Мы должны отрабатывать большее количество базовых приемов в ката Сётокана и всегда применять их в соответствии с собственным техническим уровнем. Это важнейший момент в понимании ката. Я предлагаю читателям следовать этому».

 

 

Конструктор сайтов - uCoz